Skip to main content

Козлов С. А. На кровоточащем рубеже России: Терско-Гребенское казачье войско в XVII — первой четверти XVIII в.

Военно-исторический журнал. 1994. № 9. С. 48-51.

История русского казачества на Северном Кавказе делится на два этапа. С XIV по XVI век — период разведок и кратковременных поселений восточнославянского элемента на Тереке, установление контактов с северокавказскими народами. В XVII веке — на втором этапе — происходит образование терско-гребенского казачьего войска.

Первые казачьи сообщества, появившиеся на Северном Кавказе, отличались относительной малочисленностью и большой подвижностью. Это затрудняло складывание казачьих групп, имеющих особенности ведения хозяйства, быта, организационной структуры. Но уже к концу XVI века число казачьих отрядов на Тереке значительно возросло. В различных документах 80-90-х годов XVI века указывается, что количество вольных казаков в регионе колебалось от 500 до 1000 человек{1}. Тогда же появились и первые сведения о казачьих атаманах.

К началу XVII века вольное казачество на Северном Кавказе начинает оформляться организационно: складывается войско — военная, политическая и социальная форма объединения казаков. Первые упоминания о войске содержатся в так называемых «показных речах» предводителя движения терских казаков 1605-1607 гг. Илейки Муромца («царевича Петра»){2}. Как явствует из них, идея выступления была выдвинута всем войском на кругу — собрании казаков-воинов в результате обсуждений{3}.

Большой район расселения казаков — от устья Терека и его низовьев до терско-сунженского междуречья, склонов Терского хребта и далее до правобережья Сунжи — привел к выделению двух групп: терского низового казачества и гребенского (от слова «гребни» — горы). Однако в различных документах XVII века они, как правило, упоминались вместе, как единое целое. И подчас трудно определить, представителем какой казачьей группы был тот или иной атаман или казак, так как их называли «терскими-гребенскими». Царская администрация обычно обращалась «по вестям к терским и гребенским волным атаманом их казаком, что б они шли на государеву службу на перевозы» и выплачивала им вместе, не разделяя на группы, годовое жалованье{4}.

Совместным у терских низовых и гребенских казаков было и войсковое управление, и организация. В документах XVII века упоминаются общевойсковые атаманы терских и гребенских казаков Федор Щевель, Федор Киреев, Иван Кукля и другие{5}. Лишь иногда их называли то терскими, то гребенскими атаманами. Это и создавало иллюзию существования двух особых казачьих войск, что и нашло отражение в исторической литературе{6}.

То, что разделение вольного казачества на Тереке носило условный характер, подтверждает и такой факт: нередко гребенских казаков называли терскими, которые живут в гребнях{7}.

Итак, терские низовые и гребенские казаки образовали своеобразные группы русского старожильческого населения, но не смогли создать самостоятельные войсковые структуры. Произошло их слияние в единое терское (терско-гребенское) войско.

Высшим органом власти в казачьем войске был круг — собрание казаков-воинов «всей реки». На нем решались важнейшие вопросы. В результате обсуждений вырабатывалась тактика взаимоотношений терско-гребенского казачества с царской администрацией и северокавказскими владетелями. В посольской отписке 1655 года, например, сообщалось, что русские посланники обратились к вольным терско-гребенским атаманам и казакам с просьбой «государю послужить». В ответ войсковой атаман Леонтей Симанов заявил, что необходимо дать сроку два дня и «они… всем

[48]

войскам о том меж себя совет учинят»{8}.

Решения принимались на кругу в зависимости от конкретных обстоятельств. В 1628 году казаки с Терека отказались идти «на государеву службу на перевозы», ссылаясь на то, что им давно не выплачивалось царское жалованье{9}. А в 1691 году «казаки де съехався из городков учинили круг», на котором постановили «для береженья» терского города посылать по сто казаков-воинов{10}.

Терско-гребенские казаки вступали в тесные контакты с соседними народами, устанавливали союзнические отношения с северокавказскими владетелями, совершали совместные военные походы, вели оживленную торговлю и т. д. Случались, правда, конфликты и военные столкновения. Все эти вопросы, как правило, становились предметом обсуждений на казачьем кругу. Так, в 1648 году, «учинив меж собою совет», вольные атаманы и казаки потребовали от уварских мурз, нападавших на казачьи острожки{11}, сноса их поселений, появившихся близ гребенских городков. И они добились выполнения своих решений, причем мирным путем{12}.

Круг посылал депутации в Москву, направлял отписки и жалобы «ото всех станиц», в которых давался подробный анализ текущих событий, перечислялись основные требования и просьбы казаков. Занимался «казачий совет» дележом царского жалованья и отправлял за ним периодически «ото всего войска» небольшой отряд.

Ведал круг и судопроизводством, решал различные житейские вопросы, разбирал челобитные рядовых казаков. В 1698 году на нем, в частности, рассматривалась челобитная казака Федора Кругового, в которой он просил отпустить его в Астрахань, чтобы «постритца в Троицкий монастырь». Казачье войско неохотно расставалось со своими членами, поэтому лишь после тщательного разбора дела казаку было дано согласие{13}. В целом общевойсковой круг регулировал как внутрихозяйственную жизнь, так и правовые вопросы, вершил суд, осуществлял внешние сношения.

На общем собрании казаков избирался войсковой атаман, которому принадлежала исполнительная власть в войске. Обычно им становился один из станичных (рядовых, головных, зимовных и т. п.) атаманов, пользовавшийся наибольшим авторитетом. Первый упоминаемый в документах войсковой атаман Федор Шевель в посольских отписках 30-х годов XVII века значился еще рядовым атаманом. И лишь в 40-е годы XVII века о нем сообщалось как о войсковом атамане терских и гребенских казаков{14}.

Войсковых атаманов выбирали на кругу, и они могли быть лишены им власти в любое время. Отсюда и различные сроки пребывания во главе войска. Если Федор Шевель был войсковым атаманом почти десять лет, а Леонтей Симанов около пяти, то Левка [Леонтей] Лопоногов всего год{15}. На время похода казаки избирали походного атамана, которому давались неограниченные полномочия. Нередко эту должность совмещал войсковой атаман. Так, в 1695 году походным атаманом был терско-гребенской атаман «всего войска» Федор Киреев{16}.

Вторым по значению лицом в казачьем войске являлся есаул, которого тоже выбирали на кругу. Показательна биография одного из них — Ивана Кукли. Вначале он упоминается как атаман Нижнечерленого городка. А в посольской отписке 1651 года значится уже войсковым есаулом. И наконец, в 80-е годы XVII века Иван Кукля становится «терские-гребенские казаки войсковой атаман»{17}.

В отличие от своих собратьев с Дона вольное казачество на Тереке не имело единого центра — войсковой столицы с развитой управленческой структурой. По-видимому, ее роль поочередно выполняли те казачьи городки, чьи станичные атаманы становились во главе всего войска.
Управление в казачьих городках было организовано по тому же принципу, что и общевойсковое. Так же созывались круги, на которых казаки решали текущие вопросы,

[49]

не требовавшие выноса на «совет всего войска», избирались атаманы и есаулы, выполнявшие волю казаков станицы. Решения круга были законом для всех казаков городка. Те же, кто нарушал их, изгонялись из казачьей общины.

Обычно казачьи городки носили имена станичных атаманов или первооснователей. В память о наиболее почитаемых атаманах их именами называли и определенную местность. Отсюда Сарафанников Яр, Леонтьев Юрт и другие. В 1628 году насчитывалось всего 16 терских и гребенских городков. В дальнейшем их упоминалось уже до 30. В 1615 году упоминается на Кизляре атамана Семенки городок; в 1616-м сообщается о городке Ивана Сарафанникова. В 1626 году впервые называется Медвежий городок; в 40-50-е годы XVII века перечисляются все новые и новые казачьи городки: Курдюков, Уразов, Левонтьев, ерхний и Нижний Черленый, Шадрин, Ищерский, Аристов. Наурский (Науры, Гладков, Кирьянов, Потапов, Оскин и т. д.{18} В среднем в казачьем городке проживало 30 мужчин, способных нести боевую службу.

Отдельные казачьи городки существовали очень короткое время. Это было связано
со стихийными бедствиями (разливом рек, пожарами) и военными акциями. Нередко после переизбрания станичного атамана городок менял название.

Письменные источники XVII века скупо описывают процессы, происходившие в терско-гребенском казачьем войске. Сохранились сведения о возникавших в казачьей среде противоречиях, о появлении различных групп. В документах второй четверти XVII века уже прослеживается разделение на лучших, старых казаков и молодых. Под старыми подразумевались как казаки-первопоселенцы (коренные), так и атаман с его приближенными (лучшие). Молодыми называли рядовых казаков, в большинстве своем из числа недавних пришельцев.

В терском казачьем войске старые казаки (станичные атаманы и их окружение) довольно быстро начинают играть ведущую роль при принятии решений на кругу. У вольных казаков на Тереке сложился своеобразный институт ученичества. О молодых товарищах, или чурах, т. е. несовершеннолетних казаках-учениках, упоминается неоднократно. В отписке 1647 года сообщалось о 42 казаках и трех чурах казачьих{19}. Очевидно, чуры находились под началом старых казаков, у которых обучались воинскому мастерству, а также выполняли вспомогательные работы. В войске они занимали подчиненное положение и не пользовались правом голоса на казачьих сходках. Но чуры могли высказывать свое мнение на кругу и даже становились во главе казачьих отрядов, как, например, Илейка Муромец («царевич Петр»), один из сподвижников И. И. Болотникова.

Случались в войске и конфликты, столкновения между различными казачьими группами. В посольской отписке 1640 года, например, сообщалось об инциденте, возникшем между атаманами разных станиц из-за погрома торгового каравана. Дело дошло до военного столкновения, в результате которого вольные казаки из городка атамана Осипа Савельева чуть «не посадили в воду» (то есть казнили) Федора Шевеля, одного из первых войсковых атаманов, пытавшегося наказать виновников погрома{20}. В 1649 году молодые казаки вместе с пришлыми донскими и запорожскими устроили погром ногайского аула и «взяли ясырь{21} и живот{22}». Подобные действия вызвали недовольство старых казаков, которые отказались участвовать в погроме и призывали к этому остальных. Но молодые казаки «не послушали и хотели их самих, терских старых казаков, побить»{23}.

По мере усиления зависимости терско-гребенского казачества от Москвы, подчинения его царской власти постепенно казачье войско включалось в новую структуру, превращаясь в составную часть русской армии. Происходит это в первой четверти XVIII века. Так, из именного указа 1720 года следовало, что терско-гребенские казаки переходят в подчинение астраханского губернатора. А уже указом от 3 марта 1721 года — в ведение военной коллегии. На протяжении почти двух столетий русское казачество на Тереке строило свои отношения с государством через Посольский приказ. Но отныне оно официально было включено в военную структуру Российской империи.

[50]

Многое изменило в жизни терско-гребенского казачьего войска пребывание на Северном Кавказе в 1722 году Петра I во главе русской армии. Россия активизировала свою деятельность на Кавказе. Строились крепости. В 20 км от устья реки Сулак, где отделяется рукав, называемый Аграханью, в эти годы была заложена крепость Святой Крест. А затем последовал указ Петра I «О населении гребенских казаков у крепости Святого Креста». Однако казаки отказывались переселяться на новые места, мотивируя это тем, что число их невелико, «а с Ордою со всею не в миру». Астраханский губернатор сообщал даже о намерении казаков бежать за Кубань. В этом, как нам представляется, выразился протест терско-гребенского казачества против устремлений царской администрации ограничить их вольности. И хотя правительство было вынуждено отказаться от своего плана, все равно вскоре оно переселило на Аграхань 1000 семей донских казаков, а затем и все новые и новые группы служилого казачества, в результате чего образовалось Аграханское войско. А терско-гребенское казачество вступило в новый этап развития, превратившись из вольного в служилое сословие.

Примечания:

{1} Кабардино-русские отношения в XVI—XVIII вв. М.: Изд-во АН СССР, 1957. Т. 1. С. 38, 40; Российский государственный архив древних актов (РГАДА), ф. 89, оп. 1, кн. 3, л. III.

{2} Илейка Муромец (И. И. Горчаков) — предводитель движения терских казаков в 1605-1607 гг., самозванец, объявивший себя царевичем Петром, сыном царя Федора Ивановича. Вначале локальное, это движение перерастает в общероссийское и сливается с восстанием под предводительством И. И. Болотникова. После сдачи в 1607 г. восставшими Тулы «царевич Петр» был схвачен и казнен в Москве.

{3} Восстание И. Болотникова: Документы и материалы. М.: Изд-во социально-эконом. лит., 1959. С. 225-226.

{4} РГАДА, ф. 127, 1631 г., д. 1, лл. 106-107.

{5} Там же, ф. 115, 1648 г., д. 1, л. 94; Архив Санкт-Петербургского филиала Института российской истории Российской Академии наук (СПбФИРИ РАН), ф. 178, оп. 1, д. 13781, л. 1; д. 11109. лл. 1-3.

{6} Попко И. Д. Терские казаки с стародавних времен. Исторический очерк. Гребенское войско. СПб., 1880; Потто В. А. Два века Терского казачества. Владикавказ, 1912. Т. 1.

{7} Кабардино-русские отношения в XVI—XVIII вв. Т. 1. С. 113.

{8} РГАДА, ф. 110, 1655 г., д. 2, лл. 23-25.

{9} Там же, ф. 127, 1630 г., д. 1, лл. 106-107.

{10} Архив СПбФИРИ РАН, ф. 178, оп. 1, д. 12185, лл. 1-2.

{11} Острог — город, селение, являвшееся укрепленным пунктом.

{12} РГАДА, ф. 115, 1648 г., д. 1, лл. 93-98.

{13} Архив СПбФИРИ РАН, ф. 178, оп. 1, д. 13781, л. 1; д. 13886, л. 1.

{14} РГАДА,ф.127,1630г., д. 1,л.6;ф. 115,1640 г., д. 1, лл. 216-217; 1643 г., д. 1, лл. 58-59, 401-403; 1646 г., д. 1, л. 262; 1648 г., д. 1, лл. 94-95.

{15} Архив СПбФИРИ РАН, ф. 178, оп. 1, д. 2229, л. 6; д. 2241, л. 1.

{16} Там же, д. 12909, л. 1; д. 14061, л. 1.

{17} Там же, д. 11109, л. 1; РГАДА, ф. 121, 1651 г., д. 1, лл. 275-276.

{18} РГАДА, ф. 115, 1615 г., д. 1, л. 10; 1616 г., д. 1, л. 62; ф. 127, 1626 г., д. 1, л. 428; ф. 121, 1651 г., д. 1, лл. 275-276.

{19} Там же, ф. 127, 1647 г., д. 1, лл. 252-253.

{20} Там же, ф. 115, 1640 г., д. 1, лл. 215-218.

{21} Ясырь — пленник (татарск.).

{22} Живот — домашний скот или имущество, домашний скарб.

{23} РГАДА, ф. 127, 1649 г., д. 1, лл. 226-227.

[51]