Skip to main content

Сухарев Ю. В. Праздники русской армии

Военно-исторический журнал. 1993. № 1. С. 80-83.

Специфической, ныне, к сожалению, совершенно забытой областью духовной культуры и общественной жизни России до октября 1917 года являлись воинские праздники, тесно связанные, как вся жизнь и быт народа и армии того времени, с традициями православной церкви и церковным календарем, с тысячелетней историей страны. В одной статье невозможно рассказать обо всех этих праздниках и памятных днях – ведь у каждой части, от прославленного гвардейского полка и до последнего дисциплинарного батальона, был свой праздник, соответствовавший храмовому празднику полковой церкви и известный всей армии, а у большинства учебных заведений было по два праздника – корпусной (училищный, академический) и храмовый. Кроме того, существовали праздники отдельных родов войск, множество дней памяти чтимых церковью выдающихся князей-полководцев, знаменательных военно-исторических дат, годовщин сражений, в которых принимал участие тот или иной полк. К датам памятных для полка сражений нередко приурочивались и полковые праздники. «День св. мученика Мирона 17 августа (по старому стилю) стал полковым праздником лейб-гвардии Егерского полка в память о его подвигах во время сражения под Кульмом. За мужество, явленное в бою, полк был награжден почетными георгиевскими знаменами. При постройке в 1855 г. полкового храма его левый придел, давший впоследствии название всему храму, был посвящен св. мученику Мирону в честь полкового праздника и в память об отличии полка»{1}. Подобных примеров можно привести достаточно много.

На традициях ежегодно повторяющихся патриотических праздников, органично связанных с привычным солдату церковным, народным календарем, воспитывался российский воин. Приведем лишь основные из старых военных праздников и те дни памяти увековеченных церковью героев, о которых, безусловно, интересно и полезно знать любому культурному человеку.

Символично, что первым в нашем перечне стрит имя народного героя, дошедшее до нас из глубокой древности. 1 января{2} церковь чтит память преподобного Ильи Муромца. Дел его не сохранили летописи, лишь примерно, из более поздних фольклорных источников, можем мы определить время, в которое жил Илья, но главное для нас – живая память о конкретном воине – защитнике степного порубежья.

7 января – Рождество Христово. К этому празднику приурочено было в Российской империи, и в первую очередь в армии, «воспоминание избавления Церкви и державы Российской от нашествия галлов и с ними двунадесять языков». Как известно, последние остатки былой «великой армии» покинули российские пределы под новый 1813 год. Этот день считали своим праздником пять армейских полков{3}. 14 января собирался войсковой круг войска Донского, а 15-го, на Богоявление, отмечали корпусной праздник кадеты Оренбургского Неплюевского кадетского корпуса{4}.

Военные топографы тоже имели свой праздник. 10 февраля – день памяти преподобного Ефрема Сирина, праздник Корпуса военных топографов и военно-топографического отдела управления Главного штаба. 16 февраля, в день «всех святых преподобных в подвиге просиявших» и памяти Анны Праведной, отмечался кавалерский праздник Ордена св. Анны. 17 февраля, в память о злосчастном побоище на реке Сити (1238 г.) и гибели там последней надежды на отражение монголо-татарского нашествия, церковь чтит память убиенного великого князя Владимирского Георгия Всеволодовича.

1 марта – масленица, славный языческий праздник, который мы ныне называем «проводами русской зимы». В этот день корпусной праздник отмечал 1-й Санкт-Петербургский кадетский корпус. 14 марта в частях служили панихиды по погибшему от бомбы народовольца «в Бозе почившему» императору Александру II. В этот день предписывалось на разводах и иных построениях «барабанам не бить, музыке не играть». 17 марта церковь и армия чтили память двух исторических личностей: первого московского князя Даниила Александровича и Василько Константиновича Ростовского, взятого в плен татарами на Сити, пощаженного тогда ими за доблесть в бою, но замученного двумя неделями позже за отказ служить Батыю. 27 марта юнкера и офицеры Константиновского артиллерийского училища отмечали свой (не храмовый) праздник, а 30-го, в день Алексия – «человека Божия», именинниками были казаки-дальневосточники (все части Забайкальского, Амурского и Уссурийского войск).

В апреле праздновали свои дни многие гвардейские части: лейб-драгуны — на мученика Хрисанфа (4 апреля); лейб-гвардии Конный полк и бригада Восточно-Сибирских стрелков –

[80]

на Благовещение (7-го числа); лейб-гвардии Уральская Его Императорского Величества казачья сотня – на Мефодия Моравского (19 апреля); лейб-гвардии Гренадерский полк – на святого мученика Артемона (26 апреля). 10 апреля, дату официального образования своего войска, отмечали казаки-астраханцы, а 27-го собирался Войсковой круг Кубанского казачьего войска. Пасха была праздником множества армейских полков.

Самым почитаемым праздником у русских военных был «Юрьев день весенний», по новому стилю приходящийся на 6 мая – «День памяти Великомученика Георгия Победоносца – покровителя воинства российского». Этот праздник отмечался во всех частях, на кораблях, в учебных заведениях и учреждениях. Обязательно служился молебен, проводились другие торжественные мероприятия, офицеры устраивали пикники, а личный состав отправлялся в увольнение. Кроме того, этот праздник считали своим, т. е. храмовым, в Главном штабе, в Александровском, Одесском, Оренбургском казачьем военных училищах, десяти пехотных и стрелковых и в пяти кавалерийских, в том числе 13-м драгунском Военного ордена, полках, а также во всех частях Оренбургского и Семиреченского казачьих войск. День святого Георгия Победоносца и ныне по праву мог бы стать праздником новой Российской армии{5}.

19 мая, в день рождения императора Николая II и день памяти Иова многострадального, собирался Войсковой круг Донского казачьего войска. Заметным еще со времен царя Петра воинским праздником был день пророка Исайи. Его как свой праздник отмечали Николаевское кавалерийское училище, офицерская кавалерийская школа, Владимирское (СПб.) военное училище и двадцать четыре полка, десять из которых были кавалерийскими, в том числе кирасиры Ее Величества. 25 мая праздновалось основание (1570 г.) Всевеликого войска Донского.

2 июня — память благоверного князя Довмонта-Тимофея Псковского. Сын «Литвы хороброй», непобедимый воевода, он стал грозой ливонских рыцарей. В июне свой праздник отмечали тридцать восемь частей, например 3-го числа, в день памяти равноапостольных царей Константина и Елены, – праздники Павловского военного училища, московских драгун и многих других частей. Особенно много частей-именинниц приходилось на Троицу: лейб-гвардии Измайловский, семнадцать армейских пехотных и стрелковых, три кавалерийских полка. 27 июня – день памяти благоверного князя Мстислава Новгородского Храброго – отца знаменитого Мстислава Удалого. Удачливый полководец, прославившийся на Юге, Мстислав-старший завоевал для Новгорода почти всю Эстонию и был (уникальный случай) похоронен в главной святыне Новгорода – храме св. Софии. 28 июня – праздник лейб-гвардии Конно-гренадерского полка. К перечисленному можно добавить, что 1 июня был установлен день поминовения благоверного князя Дмитрия Донского, уже в наше время причисленного к лику святых.

Июль богат знаменательными датами – годовщинами побед. 9 июля — морской праздник, годовщина Чесмы. В этот день служили благодарственный молебен и провозглашали вечную память основателю русского флота. 10 июля, в день памяти проповедника Сампсония, в годовщину Полтавской битвы, отмечал свой праздник Петровско-Полтавский кадетский корпус. 4 июля, на память св. Иулиана, праздновали кирасиры Его Величества, а также собирался Войсковой круг Забайкальского войска. 7-го числа, на Рождество Иоанна Предтечи, отмечались храмовые праздники Пажеского Его Императорского Величества и 1-го кадетского корпусов. День Святого Духа был праздником Варшавской крепостной артиллерии и двух боевых армейских полков, многократно прославившихся за свою долгую историю: 41-го Селенгинского и 78-го Навагинского. На день апостолов Петра и Павла приходятся праздники двадцати частей, а также Инженерной академии и училища (не храмовые), 1-го Московского и Донского императора Александра III кадетских корпусов. 18 июля – память преподобного Сергия Радонежского, молитвенного покровителя русского воинства, благословившего его на Куликовскую битву. 28 июля, в день памяти равноапостольного князя Владимира, – праздник Владимирско-Киевского кадетского корпуса. Всего же в июле свои праздники отмечали 38 полков, например прославленные Ахтырские гусары – 15-го, в день празднования обретения иконы Пресвятой Богородицы Ахтырской, а не менее знаменитые Гродненские лейб-гусары – 24-го, в день преставления Ольги, княгини русской. 17 июля – день памяти убиенного благоверного князя Андрея Боголюбского, в молодости безупречного рыцаря, отличившегося во множестве битв, в зрелые годы – незаурядного стратега, организатора успешных походов и коалиционных войн.

2 августа – Ильин день, праздник офицерской воздухоплавательной школы. 4 августа – день памяти равноапостольной Марии Магдалины – считался праздником всех учебных заведений. На 9 августа – день памяти святого великомученика и целителя Пантелеймона – приходится еще один военно-морской праздник – годовщина побед русского флота при Гангуте и Гренгаме в 1714 и 1720 годах.

Так называемый Мокрый Спас, совпадающий 14 августа с византийской традицией «Изнесения древ Креста Господня», – древнейший воинский праздник Владимиро-Суздальской Руси, установленный отцом собственно российской государственности князем Андреем Боголюбским в честь победы над волжскими булгарами в 1164 году.

Среди августовских воинских праздников выделяется Преображение Господне (19-е число) — праздник тезоименитства старейшего гвардейского полка. Вместе с преображенцами его отмечали Псковский кадетский корпус, лейб-гвардии Санкт-Петербургский, 1-й гренадерский Екатеринославский и еще восемнадцать армейских гренадерских, пехотных, стрелковых и кавалерийских полков, а также вся гвардейская артиллерия, ведущая свое происхождение от бомбардирской

[81]

роты Преображенского полка. В гвардейской артиллерии, кроме того, были еще праздники дивизионные и батарейные. Успение Пресвятой Богородицы (28 августа) праздновали Нижегородский Аракчеевский кадетский корпус (храмовый праздник) и восемь полков. На другие дни августа приходились праздники еще двадцати двух полков, в том числе лейб-гвардии Егерского, о котором упоминалось выше. Некоторые привилегированные части также имели по два праздника в году. Так, в августе, 13-го числа, на память праведника Евдокима, приходился день 1-го Донского Суворовского казачьего полка – особо от прочих частей своего войска, а 14-го, на мучеников Маккавеев, – 1-го Уральского казачьего.

Самый значительный в сентябре – Александров день (12-е число) – перенос мощей благоверного великого князя Александра Невского, установленный Петром Великим общеармейский праздник. Этот почитаемый в армии день был также праздником всех частей Кубанского казачьего войска, Михайловского артиллерийского училища, лейб-гвардии Павловского гренадерского, лейб-гвардии Атаманского, 11-го гренадерского Фанагорийского генералиссимуса князя Суворова и еще двадцати семи пехотных и стрелковых полков. 18 сентября – день св. Елизаветы – праздновали блестящие кавалергарды, «первый полк империи», обязанные его восстановлением, скорее основанием, императрице Елизавете Петровне. Части Терского казачьего войска и кадеты Ярославского корпуса своими святыми покровителями считали апостолов Варфоломея и Тита, чью память православные чтят 7 сентября. В день Бородина, на Сретение иконы Пресвятой Богородицы Владимирской, заступничеством которой москвичи и все русские люди в 1405 году защитились от приближавшегося войска Тамерлана, отмечал свой праздник 68-й пехотный Бородинский полк.

Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября) , покровительницы и защитницы русской земли, совпадает с Мамаевым побоищем, после которого «оскудела ратными русская земля». Куликовская победа стала первым общерусским подвигом, сплотившим вокруг Москвы духовные силы народа, уверовавшего в особую милость Богородицы, ведь день сбора войск пришелся на Успение (15 августа), а сама битва – на субботу, день богослужения, посвященного прославлению Богородицы. И радостно-скорбное возвращение уцелевших героев в Москву пришлось на Покров (1 октября по старому стилю). Рождество Пресвятой Богородицы праздновали как полковой праздник пять частей: Александровский кадетский корпус свой храмовый праздник отмечал 24 сентября, Константиновское артиллерийское училище и Оренбургский Неплюевский кадетский корпус – 26-го.

Октябрьские праздники открывались 5-го числа кавалерским праздником Ордена св. Владимира. 8 октября артиллеристы праздновали «Всей артиллерии Собор». 14 октября – Покров Пресвятой Богородицы, старинный «неформальный» всеказачий праздник, позже ставший праздником Главного управления казачьих войск. В этот же день отмечали свой праздник Киевское военное училище, Иркутский и Варшавский Суворовский кадетские корпуса, шесть пехотных полков. С праздником Покрова традиционно связана одна из славнейших побед русского оружия: днем позже в 1552 году воеводы Ивана Грозного одолели, наконец, «зло казанское». 17 октября, на память мученика Ерофея, приходится полковой праздник лейб-гвардии Казачьего Его Величества полка, Кубанской и Терской казачьих сотен Собственного Его Императорского Величества конвоя, а также 16-го Иркутского и 19-го Архангелогородского гусарских полков. 18 октября, в день памяти митрополита московского Филиппа, праздновали 65-й Московский пехотный Его Величества полк, одна из бригад; восточно-сибирских стрелков, Владикавказский и Ташкентский кадетские корпуса и Севастопольская крепостная артиллерия. 19 октября, в Фомин день, – храмовый праздник Морского кадетского корпуса. 30 октября, в день пророка Осии, святых Андрея Критского, Козмы и Дамиана, был праздник всех частей Донского казачьего войска и войсковой круг Кубанского и Астраханского войск.

Конец октября – начало ноября – время траура. Памяти павших в Куликовской битве была первоначально посвящена Дмитриевская родительская суббота, отмечаемая перед днем памяти великомученика Дмитрия Солунского (8 ноября). В эти дни россияне всегда молились за упокой души воинов, павших за Отечество: «Во всех частях, управлениях, учреждениях и заведениях – служение панихид по усопшим войнам. Барабанам не бить, музыке не играть». Так; прививались и «любовь к отеческим гробам», и уважение к самому себе как наследнику славы предков, что является основой воинского долга и чести.

Общенациональным праздником в империи считался и день восшествия на престол царствующего монарха. В годы последнего царствования эта дата приходилась на 3 ноября. 4 ноября, в день празднования обретения одной из самых почитаемых на Руси икон – Пресвятой Богородицы Казанской, помогавшей ратникам второго ополчения при освобождении Москвы от поляков, именинниками были юнкера и офицеры Московского (Алексеевского) и Казанского военных училищ, а с ними четыре полка. 6 октября, в день чудотворной иконы «Всех скорбящих радости», был храмовый праздник Николаевского инженерного училища, 13-го – Константиновского артиллерийского, 19-го – лейб-гвардии Гусарского полка.

Одним из самых значительных военных праздников России был отмечаемый 21 ноября Собор архангела Михаила (архистратига) и прочих бесплотных сил. Этот день являлся кавалерским праздником всех российских орденов, праздником частей Уральского казачьего войска, Военно-топографического училища, Тифлисского и Новочеркасского казачьего военных училищ, 2-го Московского, Орловского Бахтина, Михайловского Воронежского кадетских корпусов, а также лейб-гвардии Московского и Литовского и еще шести армейских пехотных полков. Первая половина декабря густо насыщена военными праздниками. 4 декабря – Введение Богородицы во храм – было праздником; Отдельного корпуса пограничной стражи и; лейб-гвардии Семеновского полка. 5 декабря – память мученической смерти в орде Благоверно-

[82]

го великого князя Михаила Ярославича Тверского, а 6-го, в день Успения святого Благоверного князя Александра Невского, – праздник трех кадетских корпусов и лейб-гвардии Атаманского полка. 7 декабря церковь чтит память Меркурия Смоленского – юноши-воина, спасшего родной город от врага (и здесь за легендой угадывается историческая основа). Этот день отмечался как храмовый праздник Николаевских инженерных академии и училища. На следующий день, день памяти Священномученика Климента, папы Римского, и Петра, епископа александрийского, был праздник Михайловских артиллерийских академии и училища.

9 декабря, Юрьев день осенний, – кавалерский праздник Ордена св. великомученика и победоносца Георгия, праздник Елисаветградского кавалерийского, Чугуевского и Иркутского военных училищ, Сумского кадетского корпуса, праздник четырех полков армейской пехоты, финляндской стрелковой бригады, сумских и павлоградских гусар и повторно драгунского (бывшего кирасирского) Военного ордена полка. 10 декабря – праздник иконы Божией матери «Знамение». В 1170 году эта чудотворная икона помогла новгородцам одержать победу над владимиро-суздальским войском. На этот же день приходился корпусной праздник Владимирско-Киевского кадетского корпуса. 13 декабря, в день памяти апостола Андрея Первозванного, – кавалерский праздник Ордена св. Андрея Первозванного. В этот день Петром 1 был утвержден Андреевский флаг.

Последним большим военным праздником в году был день памяти Святителя Николая Мирликийского (19 декабря), который считали своим храмовым праздником кадеты Полоцкого,

Петровского, Полтавского, Симбирского кадетских корпусов, слушатели офицерской артиллерийской школы. Этот же день был корпусным праздником в Донском казачьем, Вольском и Сибирском корпусах, Тверском кавалерийском училище, считался праздником штаба войск гвардии и Петербургского военного округа. Николай Угодник был покровителем тридцати пяти частей, в том числе роты дворцовых гренадер, гвардейского полевого жандармского эскадрона, многих старых армейских пехотных полков, десяти стрелковых во главе с лейб-гвардии стрелковым полком (в том числе и знаменитой «Железной» стрелковой бригады), а также десятков армейских артиллерийских дивизионов. 19 декабря – это еще и праздник всех частей Сибирского казачьего войска.

Заканчивается перечень русских воинских праздников и памятных дней 25 декабря. В день памяти святителя Спиридона праздновал корпусной праздник Пажеский Его Императорского Величества корпус, а вместе с ним лейб-гвардии Волынский и Финляндский полки, а также два полка армейской пехоты: 59-й Люблинский и 186-й Асландузский.

Как видим, русская военная история и история Русской православной церкви неразделимы. Во все времена на Руси стихию военной опасности одолевала сила патриотизма, окрыленная Верой, сиречь идеологией. Без нее мертвы военное искусство вождя и боевое мастерство бойца, и на весах истории слова: «Не в силе Бог, но в правде» – значат не менее, чем полководческий талант того, кто их произнес.

[83]

Примечания:

{1} Шаталов С. Полковые церкви русской армии //Воронежский епархиальный вестник. 1992. №1-2. С.43.

{2} Все даты приводятся по новому стилю.

{3} Подсчеты полков – на 1908 г.

{4} Далее будут упоминаться праздники лишь отдельных корпусов и училищ.

{5} Болгария уже объявила этот день военным праздником. До сих пор в отношении некоторых праздников мы следовали примеру болгар (Рождество, Пасха, День Кирилла и Мефодия).