Skip to main content

Танис К. А. Трофейное кино в СССР в 1940—1950-е годы: история, идеология, рецепция

Диссертация на соискание ученой степени кандидата культурологии: 24.00.01 — Теория и история культуры. — М.: Государственный институт искусствознания, 2019. — 251 с.
Научный руководитель: кандидат филологических наук А. Б. Блюмбаум.

Оглавление

Введение [4]

Глава 1. Кинематограф Третьего Рейха в Советском Союзе: специфика культурного трансфера [15]
1.1. Золотой век киностудии УФА. Что мы знаем о кинематографе Третьего Рейха? [18]
1.2. Немецкие фильмы внутри советской модели кино: смена парадигмы [22]
1.3. Трофейные фильмы и советские цензоры: отбор, перемонтаж и вступительный титр [30]
1.4. «Таинственный Тибет» («Geheimnis Tibet», 1943): от нацистского культурфильма к советскому документальному очерку [34]

Глава 2. «Этот фильм был взят в качестве трофея…»: к международному контексту возникновения понятия «трофейное кино» [43]
2.1. 1940-1950-е: Фрэнк Капра и советская идеология [43]
2.2. 1947: Американское кино в советской прессе [46]
2.3. 1948-1950: Эрик Джонстон, Soviet Sphere Project и тайный рынок кинопроката [54]
2.4. 1948-1950: «Железный занавес» и авторское право как инструмент Холодной войны [72]
2.5. 1950-1952: Трофейное кино как юридическое понятие [80]

Глава 3. Трофейное кино и «советский зритель» [98]
3.1. Безыдейность, познавательность, «гнилой Запад»: формирование зрительской реакции [98]
3.2. «Кинотеатр стал не формой воспитания, а коммерческой увеселительной организацией»: письма советских зрителей [111]

Глава 4. Рецепция трофейного кино в 1940-1950-е годы в СССР [125]
4.1. К методологии зрительской рецепции: историко-материалистический подход [125]
4.2. Советская идеология и интерпретация содержания фильма [129]
4.3. Советское — иностранное [141]
4.4. Соцреалистическая оптика восприятия [144]
4.5. «Вы воспитали во мне лучшие чувства души!»: письмо советского офицера Дине Дурбин [150]

Глава 5. Трофейное кино в ретроспективной рецепции: к вопросу о памяти [156]
5.1. К историографии проблемы восприятия трофейного кино [156]
5.2. Характеристика источников и методологический фокус [160]
5.3. Некоторые хронологические аспекты ретроспективной рецепции [164]
5.4. «Девушка моей мечты»: к истории бытования фильма в позднесоветской культуре [166]
5.5. Тарзан на фоне советской истории: от десталинизации к перестройке [175]
5.6. Трофейное кино и направления его интерпретации: окно во внешний мир, оппозиция убогому советскому быту и «золотая классика» [181]
5.7. К ретроспективному восприятию трофейного кино в доперестроечные годы [192]
5.8. Трофейное кино: к терминологическим и хронологическим искажениям [196]

Заключение [199]

Библиография [205]

Приложение № 1. Советский кинопрокат: 1946-1953 [222]
Приложение № 2. «Тибет». Переписка с киностудией им. М. Горького о дубляже немецкого документального фильма «Тибет». Дикторский текст. Объяснительная записка о переделках фильма [241]