Skip to main content

Всемирные выставки

Российская музейная энциклопедия: В 2 т. Т. 1: А — М. — М., 2001. С. 122—125.

Публичные смотры достижений науки, арх-ры, пром-сти, с. х., художеств, и прикл. иск-ва, устраиваемые в столицах или промышленно развитых центрах разл. стран. В. в. были показателем развития мир. экономич. системы и способствовали укреплению торг.-промышл. связей стран-участниц. В изв. степени они упрочивали престиж пр-ва страны, где происходили, его междунар. кредит.

В. в. — самые представительные междунар. выставки, универс. по разнообразию и содержанию экспозиций, крупнейшие по числу представленных стран. Др. междунар. выставки различаются по масштабам, устраиваются в пределах континента или междунар. союза, как правило, они однотемны (отрасль пром-сти, транспорт, наука, культура и т. д.), однако с сер. 19 в. и до наст, времени было довольно много междунар. выставок с разнообразной тематикой, отраженной в экспозиции. В наст, время всемирными считаются выставки, на к-рых все участники имеют свои па-

[122]

вильоны. Определение В. в. в соврем. понимании этого слова было дано в «Конвенции о международных выставках», принятой в Париже в 1928.

В целом между понятиями «всемирная» и «международная» выставки нет принципиальных различий, поэтому трудно определить точное кол-во всех В. в. с начала их проведения, т. к. в их число в разных источниках включались нек-рые междунар. выставки.

Предшественниками В. в. нового времени были ср.-век. ярмарки, привлекавшие купцов из разных стран.

Начало собственно В. в. относится к сер. 19 в. Первая была организована в Лондоне в мае — окт. 1851 по иниц. Англ. Королевского об-ва иск-в, мануфактур и торговли и работала в спец. постр. в Гайд-парке Хрустальном дворце, первом в истории строит. техники здании из стекла и металла. На Лондонской выставке демонстрировались 17 тыс. эксп. ее посетили более 6 млн. чел. Она носила торг.-промышл. характер. Англ. предприниматели, беря на себя роль организаторов, стремились выяснить реальные возможности внеш. рынка для своих товаров и дать рекламу своим промышл. изделиям. С этого времени В. в. стали пост. явлением без четко выраженной периодичности. Принцип всемирности первонач. отсутствовал.

Так, на В. в. в Париже 1855 экспоненты из Франции составляли половину всех участников: в 1867, несмотря на расширение числа стран-участниц (22 страны), эксп. Франции, вместе с Англией, занимали 2/3 всей терр. выставки. На В. в. 1867 впервые появились отд. павильоны стран-участниц. В течение 19 — нач. 20 в. расширился регион проведения В. в., увеличилось число стран-участниц, среди к-рых, помимо наиб. промышл. развитых европ. стран, США, России, были Австралия, Бразилия, Мексика, Перу, Эквадор, Китай, Корея, Япония, Турция, Либерия, Марокко, Трансвааль и др.

Рост всемирных и крупных междунар. выставок в 19 — нач. 20 в. представлен в таблице:

Город
Год
Число экспонатов
Число посетителей, тыс. чел.
Число стран-участ.
(кроме страны-орг-а)
Лондон 1851 17 000 6 039  
Париж 1855 23 954 5 162  
Лондон 1862 27 446 6 211  
Париж 1867 42 220 8 180 22
Вена 1873 42 000 7 225  
Филадельфия 1876 27 000 10 165  
Париж 1878 52 835 12 040 36
Сидней 1879 1 250    
Мельбурн 1880 1 900    
Антверпен 1885 15 300    
Барселона 1888      
Брюссель 1888      
Париж 1889 55 400 25 122  
Чикаго 1893 60 000 27 000 87
Париж 1900 75 000 47 910 35
Буффало 1901      
Глазго 1901      
Сан-Луи 1904 75 000 19 695  
Льеж 1905 6 200    
Милан 1906 9 000    
Дублин 1907      
Петербург 1908      
Брюссель 1910 13 000    
Турин 1911      
Лейпциг 1914      
Сан-Франциско 1915      

Иногда В. в. приурочивались к важнейшим датам в истории страны: выставка в Филадельфии (1876) была посвящена 100-летию основания города, в Париже (1889) — 100-летию Вел. франц. революции. Спец. для этой выставки по проекту франц. инж. А. Г. Эйфеля была сооружена гигантская метал, башня, ставшая символом достижений техники 19 в. (ее выс. 300 м, до 1931 была высочайшим сооружением в мире). Крупнейшая в 19 в. В. в. в Чикаго (1893) была приурочена к 400-летию открытия Америки Колумбом. На ней демонстрировались историч. эксп., связ. с этим событием: документы о плавании Колумба, макеты его каравелл.

Opг-ция каждой В. в. осуществлялась Гл. советом, состоявшим из представителей страны, где происходила выставка. Страны-участницы создавали комитеты для орг-ции всех нац. отделов, избирался ген. комиссар отдела, к-рый работал с администрацией выставки. Гл. совет выставки выделял комиссию экспертов, определявших принцип и систему награждения, и комитет по присуждению наград. Присуждались зол., серебр., бронз. медали, почетные отзывы. В 1855 франц. химику М. Шеврелю была присуждена зол. медаль за открытие стеарина и изготовление из него свечей. Наградой была отмечена «электрическая свеча» П. Н. Яблочкова, демонстрировавшаяся на выставке 1878.

На В. в. демонстрировались новейшие науч. и технич. достижения: 1862, Лондон — бессемеровский способ выплавки чугуна; 1878, Париж — моторные вагоны, электрич. освещение, холодильные машины; 1900, Париж — радиотелеграфная связь. В. в. происходили в течение 5—6 летних месяцев (май — окт.), плата за вход была обязательной и составляла одну из статей расходов на ее устройство. Средства на проведение выставки поступали также от экспонентов, пр-ва и общественности страны, где она устраивалась. Мн. В. в. были убыточны, что ставило под сомнение целесообразность их проведения. Однако наиб. крупные (Париж, 1867, 1889; Чикаго, 1893) приносили доход их организаторам. Но и при т. н. убыточности В. в. давала стране, городу громадные выгоды: увеличивались перевозки по ж. д., доходы гостиниц, учреждений культуры.

Первые выставки носили чисто промышл.-коммерч. характер. На выставке 1855 (Париж) появляется отдел изящных иск-в. В Лондоне (1862) впервые было представлено иск-во за посл. 100 лет; на выставке 1867 (Париж) впервые представлены земледелие, история труда, наука, методы воспитания и обучения. Однако промышл.-технич. направление всегда преобладало; напр., на Чикагской В. в. (1893) крупнейшими отделами были павильон транспорта, машин, первый в мире Дворец электричества. Такое же направление сохраняла В. в. в Париже (1900), где демонстрировались успехи в развитии хим., тяжелой пром-сти, электричества. Эта выставка подвела итог развития человечества 19 в.

Во время работы В. в. устраивались науч.-популярные лекции по естествознанию и истории, демонстрировались физ. и хим. опыты, проводились междунар. конгрессы: в 1867 в Париже — мед., в 1873 в Вене — экономия., мед., искусствоведч.; в 1878 в Париже — почтовый, по проблемам монетного обращения: в 1885 в Антверпене — по ботанике и садоводству; в 1889 в Париже — география. Неск. междунар. конгрессов состоялось во время В. в. в Чикаго (1893); их темы — жен. труд и прогресс, состояние прессы, проблемы трезвости, моральные и соц. нормы, музыка, лит-pa. В. в. имели культурную программу: посетителей привлекали эксп. отделов изящных иск-в, в спец, оборудованных залах устраивались концерты (в Чикаго зал вмещал до 8 тыс. чел.). Во время Париж, выставки 1867 работал театр, дававший по 2 представления в день, устраивались спорт. соревнования.

Принятая на В. в. 1867 классификация сохранялась в целом на послед. выставках. Все эксп. делились на 10 групп (делившихся в свою очередь на классы): 1) изящные иск-ва, 2) произв., относившиеся к науке и просвещению, 3) мебель, предметы интерьера, 4) одежда, 5) природные ископаемые, сырье, 6) орудия труда, механизмы, машины, 7) пища, 8) продукты сельской пром-сти, 9) садоводство и огородничество. 10) предметы благоустройства, техники безопасности («улучшения физических и моральных условий народной жизни»).

С развитием коммуникаций, средств связи (ж.д., почта, телеграф, телефон) В. в. постепенно утрачивали интерес для специалистов как средство промышл. информации и становились в большей степени ярким междунар. праздником, привлекавшим публику разнообр. развлечениями. Тенденцией в развитии В. в. к кон. 19 в. становится их специализация — орг-ция междунар. выставок по отраслям произ-ва. Отрасли, недавно возникшие, еще не завоевавшие массового рынка (напр., электротехника, автомобилестроение, самолетостроение, воздухоплавание), прежде всего были заинтересованы в проведении таких выставок. Так, выставка в Антверпене (1885) была только промышл.; в Петербурге (1908) — художеств.-промышл.: в 1911 в Турине происходила междунар. выставка пром-сти и труда, в 1914 — междунар. выставка графики и печ. дела, организованная в честь 150-летия Королевской академии в Лейпциге.

Россия была пост. участницей В. в. (в связи с Крымской войной не участвовала в Париж. выставке 1855). На первой В. в. (Лондон. 1851) из России было 413 экспонентов, представлявших сырье и изделия пром-сти и с.-х. произ-ва (минералы, металлы, хим. и красильные товары, пенька, лен, шерсть, шелк, щетина, бумажная пряжа и миткаль,

[123]

рожь, пшеница, мука, крупа). На выставке экспонировались мат., физ., хирургич., муз. инструменты, 4 небольшие машины представляла Александровская мануфактура. Особое внимание посетителей заслужили изделия из малахита, яшмы, бронзы, фарфора, серебра и бриллиантов. Выставка в Лондоне обсуждалась на страницах прессы, был издан каталог росс. эксп. выставки. На послед. В. в. число росс. экспонентов увеличивалось, хотя эта тенденция не была пост. (1867 — 1396, 1889 — 818, 1893 — 1894, 1900 — 2,5 тыс. чел.). В 1867 (Париж) Россия по числу экспонентов занимала 6-е место; в осн. росс. экспоненты были участниками отделов пром-сти и с.х. (1330 чел.), 66 чел. — по отделу художеств. Из предметов росс. отдела на этой выставке пресса обращала внимание на мозаичные работы и рус. кухню.

На наиб. крупных В. в. (1889, Париж; 1893, Чикаго; 1900, Париж) Россия представила эксп. по неск. отделам; художеств. изделия; воспитание и обучение, типографское дело; мебель, ткани и одежда; сырье (горное дело, лес, продукты звериного, рыбного, хим. промыслов); машины, электричество; пища, с. х. (агрономия, статистика); садоводство. Успех у публики и специалистов на В. в. в Чикаю имели изделия росс. гранильных ф-к, художеств, бронза, зол. и серебр. изделия, стекло, фарфор, хрусталь, мебель, меха, ситец, шелк, парча. Образцы стекл. изделий з-дов Ю. С. Мальцева-Нечаева, экспонировавшиеся на выставке в Чикаго, были приобретены Мюнхенским художеств.-промышл. музеем (Германия), музеем художеств.-промышл. Имп. Королевской школы в г. Габлони (Австрия, соврем. Яблонец, Чехия). Среди эксп. из России в Чикаго демонстрировались водолазные костюмы, изделия электрич. пром-сти.

На выставке в Париже (1900) Россия экспонировала важные сырьевые ресурсы; марганец, кам. уголь, платину (до 97% всей мир. ее добычи было сосредоточено в России), промышл. изделия. Были представлены эксп. отд. регионов (Рус. Север, Сибирь, Кавказ, Ср. Азия), изделия росс. кустарей. На выставке в Париже демонстрировался телеграфный аппарат A. С. Попова (радиоприемник); макет строящейся Вост.-Сиб. ж. д. Выделялся отдел изобразит. иск-в, где экспонировались картины И. Е. Репина, B. М. Васнецова. И. И. Левитана, М. В. Нестерова, скульптуры М. М. Антокольского, П. П. Трубецкого; в кустарном отделе демонстрировались колл. балалаек М. К. Тенишевой, расписанных М. А. Врубелем, К. А. Коровиным, С. В. Малютиным, А. Я. Головиным, самой Тенишевой.

Участие России во В. в. финансировалось пр-вом, места на выставке предоставлялись экспонентам бесплатно. Рус. отдел комплектовался комиссией, создаваемой при Мин-ве финансов. Министр финансов утверждал ген. комиссара рус. отдела, обычно из числа высокопоставленных чиновников или обществ. деятелей (чл. Гос. Совета, тайный советник Л.В. Тенгоборский, инж. кн. В. Н. Тенишев и др.). Официально рус. пр-во отказалось от участия и финансирования В. в. 1889, посв. 100-летию Вел. франц. революции. Рус. отдел на этой выставке впервые был организован на средства и силами рус. промышленников.

Действенной формой науч.-технич. обмена на В. в. было изд. разнообразной рекламно-информ. лит-ры, очерков по истории промышл. заведений, участников выставок. В междунар. выставке пром-сти и труда в Турине (1911) Россия была представлена изв. в стране технич. уч-щами, художеств.-промышл. музеями (см.: художественно-промышленные музеи и выставки; Музей кустарных изделий Моск. губ. земства, см.: кустарные музеи и выставки; Имп. Сельскохозяйственный музей в Петербурге), предприятиями (Строгановское художеств.-промышл. уч-ще, школы кружевниц и ткачей из Орловской, Рязанской, Нижегородской губ., Об-во Коломенского машиностроит. з-да, Выксунские з-ды, ф-ка роялей Я. Беккера и др.). В междунар. выставке графики и печ. дела (1914) Россия участвовала по иниц. Росс, об-ва книгопродавцев и издателей. Была представлена продукция наиб, крупных частных изд-в (т-ва А. Ф. Маркса, А. А. Суворина, Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона в Петербурге, И. Д. Сытина, И. Н. Кнебеля в Москве, С. В. Кульженко в Киеве; Синодальная типография в Петербурге). Казенные типографии не участвовали. Выставка в Лейпциге продемонстрировала высокий уровень книгопечатания в России, впервые дала широкое представление об истории книжного дела в нашей стране.

Проведение В. в., прерванное 1-й мир. войной, возобновилось в 20-е гг. 20 в. В 1922 состоялась междунар. выставка в Лейпциге, в 1925 — в Париже. В 1928 на междунар. конференции в Париже была выработана «Конвенция о международных выставках» (в ней участвовала 31 страна, в т. ч. СССР). На основании положения этой Конвенции (нек-рые уточнения были внесены в 1948) было создано Бюро междунар. выставок; всемирные выставки проводились один раз в 6—7 лет, повторно в одной стране — через 15 лет; междунар. выставки устраивались с периодичностью в 2 года.

Первой крупной В. в. 20 в. с участием большинства стран была Парижская выставка 1937 (40 млн. посетителей), ее девизом было «Искусство и техника в современной жизни». Одним из интересных павильонов был Дворец науки, экспозиция к-рого демонстрировала технич. и науч. прогресс. Спец. для Парижской выставки 1937 В.И. Мухина создала скульптуру «Рабочий и колхозница».

Послед. всемирные и междунар. выставки проходили; Нью-Йорк — 1939, Париж — 1948, Бухарест — 1949, Прага — 1949, Брюссель — 1958, Нью-Йорк — 1964, Варшава — 1966, Москва — 1966, Монреаль — 1967, Осака — 1970, Окинава — 1975, Монреаль — 1981, Мехико — 1984, Генуя — 1992. Наиб. крупными по масштабности проблематики, числу участников, эксп., посетителей были выставки в Нью-Йорке (1939, 60 млн. посетителей, девиз; «Строительство мира завтрашнего дня»); Брюсселе (1958, 41,5 млн. посетителей, девиз; «Человек и прогресс»); Монреале (1967, ЭКСПО-67 — «Земля людей»), Осаке (1970, ЭКСПО-70, 33 млн. посетителей, «Прогресс и гармония для человечества»), Окинаве (1975, ЭКСПО-75); Монреале (1981, ЭКСПО-81), Мехико (1984, КАМЭКСПО-84, междунар. выставка стран — членов СЭВ).

Выдающимся сооружением В. в. в Брюсселе (1958) был Атомиум, представляющий собой увеличенную в 160 млрд. раз молекулу железа (автор проекта — бельг. архит. А. Ватеркейн). Атомиум был символом выставки сер. 20 в. — века атомной энергии и межпланетных сообщений. В Междунар. павильоне — Дворце иск-в — была открыта выставка «50 лет современного искусства».

В 1948 в Париже впервые состоялась тематич. междунар. выставка «Женщина, ее жизнь и стремления». На ней были представлены мат-лы о междунар. жен. движении, участии женщин в демократич. движении, разл. сферах жизни об-ва.

[124]

В соврем. эпоху увеличивается кол-во междунар. выставок, еше более усиливается их специализация (выставки в Чикаго, 1972, Париже, 1975, по металлообрабатывающему оборудованию), проводятся междунар. выставки по наиб. актуальным проблемам науки, применения ее в жизни об-ва (окружающая среда, экология и т. д.), а также приуроченные к важнейшим датам в мир. истории («Колумб-92» в Генуе, посв. 500-летию открытия Америки).

Лит.: Каталог российских произведений, отправленных на Лондонскую выставку 1851 г., СПб., 1851; Самойлов Л. М., Шерер А. А. Обозрение Лондонской всемирной выставки по главнейшим отраслям мануфактурной промышленности, СПб., 1852; Кошелев А. И. Поездка русского земледельца в Англию на Всемирную выставку. М., 1852; Каталог картин русской живописи, находящихся на Лондонской всемирной выставке. М., 1863; Андреев В. Очерк Всемирной выставки 1867 г. СПб., 1867; Иллюстрированное описание Всемирной промышленной выставки 1867 г. СПб., 1869; Обзор Парижской всемирной выставки в Париже 1867 г., т. 1—14. СПб., 1867—69; Киттары М. Я. Всемирная выставка 1867 г. в Париже. СПб., [б.г.]; Сабанеев Д. А. Венская всемирная выставка. СПб., 1873; Указатель русского отдела Венской всемирной выставки 1873 г. СПб., 1873; Львов-Кочетов Е. Единственный русский путеводитель по Вене и ее окрестностям с планами выставки и города. М., 1873; Указатель русского отдела Филадельфийской международной выставки 1876 г. СПб., 1876; Положение о русском отделе на Всемирной выставке 1878 г. в Париже, СПб., 1878; Ефрон А. А. Всемирная выставка и русские экспонаты. СПб., 1886; Колышко И. И. Парижская выставка 1889 г. СПб., 1889; Официальный каталог Русского отдела Парижской всемирной выставки 1889 г. Париж, 1889; Леонард Н. В Париж на выставку! Путеводитель. СПб., 1889; его же. В Чикаго на выставку! Путеводитель. СПб., 1893; Чудеса американской выставки в Чикаго в 1893 г. СПб., 1894; Отчет генерального комиссара Русского Отдела Всемирной Колумбовой выставки в Чикаго П. И. Глуховского. СПб., 1895; Орлов М. А. Всемирная парижская выставка 1900 г. в иллюстрациях и описаниях. СПб., 1900; Участие России на Всемирной парижской выставке 1900 г. Отчет Генерального комиссара русского отдела. СПб., 1901; Каталог Русского отдела на Всемирной парижской выставке 1900 г. СПб., 1900; Витте С. Ю. В С.-Луи и обратно в 1904 г. СПб., 1904; Поморцев М. М. Всемирная выставка 1905 г. в Льеже. СПб., 1905; Министерство Имп. двора на международной художественной отечественной промышленной выставке 1908 г. в С.-Петербурге. СПб., 1908; Список наград, присужденных по Русскому отделу Туринской выставки. СПб., 1912; Международная выставка печатного дела и графики. Лейпциг, 1914. Русский отдел. Каталог. СПб., 1914; Климов Г., Юниверг Л. СССР на Парижской выставке 1925 г. По архивным и печатным материалам 20-х годов. В кн.: Панорама искусств. В. 5. М., 1982; Миликовский С. Международная выставка «Век прогресса» в Чикаго в 1933 г. В кн.: История техники. Сб. 1. М., 1934; Павильон на Международной выставке в Париже. Архитектура и скульптура. М., 1938; Каталог экспонатов секции СССР на Всемирной выставке в Брюсселе. М., 1958; Павлов К. А. Международные ярмарки и выставки. М., 1962; Советская историческая энциклопедия. Т. 3. М., 1963; Овчинникова Н. П. Советские павильоны на международных выставках. М., 1980; Червяков П. А. Всемирная выставка в Монреале (1967 год). М., 1967; Кемснов В. Заметки об ЭКСПО-70. «Иностранная литература». 1971. № 2; Василькова И. А. КАМЭКСПО-84. Репортаж с выставки. «Латинская Америка». 1985. № 6.

Л .В. Кошман.

[125]