Баталин В. Н. Русский фронт в кинохронике Первой мировой войны
Первая мировая война. Исследования. Документы / Отв. ред. А. Д. Яновский; ред.-сост. И. Л. Журавская. — М., 2014. С. 76-83.
Первая мировая стала первой войной, события которой подробно запечатлел кинематограф.
С августа 1914 г. и вплоть до конца 1916 г. монопольное право съемок на русском фронте Штаб верховного главнокомандующего России предоставил военно-кинематографическому отделу Скобелевского комитета помощи увечным воинам при Николаевской академии Генерального штаба. Комитет был создан в ноябре 1904 г. как общественная организация, а в 1908 г. Николай II принял его под свое покровительство.
С начала войны комитет принял на работу операторов разных фирм и стал выпускать серийный журнал «Русская военная хроника» («РВХ»), в котором размещал съемки с фронтов войны. Но из-за отсутствия собственных прокатных контор в России комитет в 1915 г. передал фирме «Бр. Пате» право эксплуатации на территории России и за границей серий «РВХ», а затем пустил эту серию в свободную продажу.
Другие кинофирмы и кинофабрики, торговые дома и прокатные конторы, в отличие от Скобелевского комитета, имели право проводить съемки только в тылу, демонстрировать на экране журналы и русские варианты иностранных фильмов. Однако несмотря на запрет российские операторы из некоторых фирм проникали на фронт и снимали там нелегально.
К сегодняшнему дню сохранились отснятые материалы акционерных обществ «Биохром», А. О. Дранкова и А. А. Ханжонкова, кинофабрики П. Л. Пендрие, торговых домов «Козловский, Юрьев и К°», «Л. Н. Лысогорская и Ко», И. Н. Ермольева, Г. И. Либкена, кинофирм «Братья Пате», «Гомон», «Альянс», «Паризиана», Л. Е. Теодоссиадис, «Скиф», фирмы Б. Глаголина «Русская лента», московского отделения Анонимного общества «Амброзио», «Нордиск», Тимана и Рейнгардта, А. Г. Талдыкина, А. Е. Хохловкина и других.
Первые военные документальные сюжеты появились в «Пате-журналах». 20 июля 1914 г., в день объявления Германией войны России, оператор снял патриотическую манифестацию на Дворцовой площади перед Зимним дворцом в присутствии Николая II и императрицы Александры Федоровны{1}. Потом был фильм фирмы «Бр. Пате» со съемками А. К. Ягельского — «Высочайший
[76]
Кадр из «Русской патриотической хроники Глаголина»: люди с патриотическими лозунгами и транспарантами на улице в день объявления войны. г. Петроград, 20 июля 1914 г. [Съемка А. Печковского. Производство ателье «Русская лента» Б. С. Глаголина]. РГАКФД
смотр юнкеров в Москве и отъезд государя императора с августейшей семьей из Москвы 8 августа с. г.»{2}.
Кинохроникеры сняли военно-монархические манифестации в Петербурге, Екатеринодаре, Екатеринбурге и других городах. Фирма А. Ханжонкова выпустила на экран кинохроники «Пленные в Москве», «Раненые воины в Москве»{3}, «Мобилизация лошадей в Москве», «Молебствие на Красной площади по случаю дарования новой победы». Появились сюжеты о мобилизации солдат, техники и транспорта на фронт, о снабжении армии снарядами и продовольствием, об оказании медицинской помощи раненым, о сборе средств благотворительными организациями, о пленных и др.
В первые месяцы, когда фронтовых сюжетов еще было снято недостаточно, на экранах кинотеатров часто демонстрировали хронику довоенного времени, которую выдавали за события текущей войны. Некоторые фильмы выходили в прокат с другими названиями или в укороченном варианте.
Получила распространение и фальсификация событий. Например, фильм «Бой в Рижском заливе»{4}, выпущенный на экраны г. Ревеля 29 сентября 1915 г. прокатно-производственной конторой А. Хохловкина. Его смонтировали из инсценированных фрагментов русско-японской войны, а также съемок военных учений 1913 и 1914 гг. — французских, итальянских и английских военных кораблей и подводных лодок. Январский 1915 г. номер журнала «Сине-фоно» писал: «В кинематографах часто демонстрируются эпизоды из происходящей войны. Картины эти не являются фотографическими снимками мест событий, а инсценированы, но сделано это с такой реальностью и подробностями, что картины часто производят на зрителей при демонстрировании тяжелое и нежелательное впечатление.
[77]
Ввиду этого сделано распоряжение, чтобы картины военных событий представлялись бы предварительно в военно-цензурное отделение при штабе, от которого и будет зависеть разрешение на демонстрирование такого ряда картин перед публикой»{5}.
Помимо фильмов с начала войны стали выпускаться и киножурналы: «Хроника Гомон», «Пате-журнал», «Журнал-Пегас» А. Ханжонкова, «Хроника Паризиана», «Эклер-журнал», «Хроника Альянс», «Русская военная хроника» Скобелев-ского комитета, «Русская патриотическая хроника Глаголина» и другие.
К сожалению, в те годы было не принято указывать в титрах кинооператоров, хотя теперь мы знаем фамилии ряда отечественных операторов, проводивших съемки на фронте и в тылу. Больше всего снимали сотрудники Скобелевского комитета, причем работали они в исключительно трудных условиях, пользовались громоздкими, неудобными для репортажных съемок аппаратами (штатив и ящики с аппаратом и пленкой весили больше 40 кг), несовершенной оптикой и пленкой недостаточной чувствительности.
В это время в Скобелевском комитете работали кинооператоры А. К. Ягельский, англичанин Дж. Эрколь, перешедший в комитет из фирмы «Бр. Пате» (он снимал с воздуха и с земли, дважды был ранен, награжден двумя «Георгиями»), П. В. Ермолов, поручик Доманский, И. Д. Доред (от американских фирм, снимал с палубы корабля моменты морского боя). В 1915 г., после вступления Турции в войну, Доред и Ермолов были посланы для съемок на Кавказский фронт, ас 1916 г. к ним добавились еще и Эрколь, Н. Топорков и П. К. Новицкий (бывший оператор фирмы «Гомон», снимавший ранее моменты Балканской войны, а впоследствии — Февральскую и Октябрьскую революции; с 1916 г. в работе ему помогал И. Кобозев). В 1917 г. операторы комитета П.К. Новицкий и Е. М. Модзелевский сняли фильм «Брест-Литовское перемирие».
В различных источниках упоминаются фамилии и других операторов Скобелевского комитета, но какие конкретно съемки они производили, выяснить не удалось. Это К. Коняев, С. Зебель, К.К. Труше, Безперстов, Детинов, С. Могилевский, кинорежиссеры А. Иванов-Гай и Гарри, Д. Сахненко и В. Старевич (уже тогда известный оператор И режиссер-мультипликатор). Возможно, некоторые из них были только помощниками операторов, режиссерами-монтажерами или организаторами съемочного процесса.
Сегодня известно, что съемки в тылу проводили М. И. Владимирский, М. О. Гроссман, А. М. Дон-Отелло, Н. В. Ефремов, П. В. Кобцов, А. Г. Лемберг (впоследствии снимал боевые действия на фронте в 1917 г.), Н. Л. Минервин, А. Печковский.
Кинохроникеры старались запечатлеть все мероприятия, в которых участвовали члены царской семьи. Фиксировались все посещения Ставки Николаем II, верховным главнокомандующим русской армией великим князем Николаем Николаевичем, великими князьями Петром Николаевичем и Кириллом Владимировичем, а также генералами. С 1914 г. по лето 1915 г. — Ставка размещалась в г. Барановичах, с лета 1915 г. — в г. Могилеве.
За годы войны Скобелевский комитет выпустил на экраны России не менее 70 выпусков хроники.
В 1914-1915 гг. на Юго-Западном фронте операторы комитета сняли множество сюжетов, отражавших боевые действия и быт русской армии. Помимо выпусков «Русской военной хроники», на экранах демонстрировались фильмы «Падение Перемышля», «Беженцы», «Война в Польше»{6}. Зрители могли увидеть города Львов и Рава-Русская, занятые русскими войсками в ходе Галицийского сражения 1914 г.; боевые позиции, братские могилы, разрушенные немцами здания, беженцев; эвакуацию русских раненых, общение русских и пленных австрийских солдат; русские и австрийские позиции в районе Белявы в 1914 г. и Перемышля в 1915 г.; передвижение русских войск; захваченные австрийские форты и трофеи; бытовые съемки оренбургских казаков на Юго-Западном фронте. Среди сюжетов — виды города Тарнова в Австро-Венгрии в 1915 г.; раздача новогодних подарков русским солдатам; крещенское водосвятие; солдатский
[78]
Кадр из фильма «Падение Перемышля»: пленный австрийский офицер демонстрирует устройство броневой башни. Австро-Венгрия, г. Перемышль.1915 г. Производство Скобелевского комитета. РГАКФД
быт; атака русских войск; конвоирование пленных австрийцев; австрийские трофеи; строительство мостов; оказание медицинской помощи раненым; смотр войск на фронте; вид окрестностей с аэростата. Посещению Николаем II городов Львова и Перемышля в апреле 1915 г. посвящен фильм «Его Императорское Величество Государь Император в завоеванном крае»{7}.
В 1916 г. Скобелевский комитет выпустил на российский экран фильмы «Великие битвы Великой войны» и «Генерал-адъютант Брусилов, его штаб и пленные, взятые в последних боях»{8}, посвященные знаменитому Брусиловскому прорыву. Так как операция разрабатывалась и проводилась в глубокой тайне, удалось снять на пленку только последствия прорыва: города Бучач и Язловец, занятые русскими войсками; трофеи, множество пленных, австрийские боевые позиции; командующего Юго-Западным фронтом генерала А. А. Брусилова; перевозку раненых русских солдат на дрезине по улице г. Бучача; братские могилы русских солдат и австрийское военное кладбище; командующего 7-й армией генерала Д. Г. Щербачева со своим штабом.
В 1916 г. Скобелевский комитет из съемок П. К. Новицкого смонтировал фильм «Немецкие кощунства над православными святынями»{9}, в котором зрители увидели братскую могилу погибших солдат 5-го Литовского полка, виды города Почаева и Почаевской лавры, внутренний вид собора в лавре (где австрийцы устроили кинозал), выступление архиепископа Волынского и Житомирского Евлогия перед солдатами, разрушенный город Дубно и мужской монастырь, а также оскверненные австрийцами мощи и иконы.
Меньше операторы Скобелевского комитета снимали на Северо-Западном фронте, в ходе войны
[79]
Кадр из фильма «Генерал-адъютант А. А. Брусилов, его штаб и пленные, взятые в последних боях»: генералы А. А. Брусилов (справа) и В. Н. Клембовский. Юго-Западный фронт, г. Бердичев. 1916 г. Производство Скобелевского комитета. РГАКФД
Кадр из фильма «Великие битвы великой войны»: крепостная стена с надписью «28 мая 1916 г. Бучач взят 102-м пех. Вятским полком». 1916 г. Производство Скобелевского комитета. РГАКФД
разделенного на Северный и Западный. Несколько выпусков хроники посвящены боям в районе Двинска в 1914 г. — сняты обстрел позиций немцев и взрывы на поле боя. В фильме «Бои под Барановичами» русские войска сняты в ходе военных действий: солдаты в окопах готовятся к бою, бегут в атаку, разрушают проволочные заграждения, перебегают в укрытие, стреляют из тяжелых орудий; запечатлены взрывы на местности и обряд водосвятия перед боем{10}.
Часть киносъемок относится к событиям на русско-турецком (Кавказском) фронте. Первые фильмы выпустила на экран фирма А. А. Ханжонкова — это «Предательское нападение турецкого флота на Черноморское побережье» и «Бомбардировка Новороссийска турецкими крейсерами „Гамидие“ и „Бреслау“»{11}, в которых показаны разрушения от нападения турецкой эскадры на Новороссийск в октябре 1914 г. В 1915 г. Скобелевский комитет снял несколько сю-
[80]
Кадр из фильма [«Взятие турецкого города Ризе»]: жители города и русские солдаты на одной из улиц. Турция, г. Ризе. 1916 г. Производство Скобелевского комитета. РГАКФД
жетов, посвященных обстрелу русскими кораблями турецких городов Керасунда и Орду.
Оператор И. Д. Доред в 1915 г. снял рекламные сюжеты о Кавказской туземной дивизии. Ему принадлежат и известные зимние съемки: священник с благословением обходит перед боем солдат, сидящих в окопах{12}.
После отъезда наместника его императорского величества великого князя Николая Николаевича на Кавказ ряд фильмов о событиях на Кавказском фронте в 1915-1916 гг. выпустили Скобелевский комитет, военно-исторический отдел Кавказского военного округа, фирма «Тиман и Рейнгардт» и акционерное общество «Биохром». Прибытие наместника в Тифлис 23 сентября 1915 г., посещение им в 1916 г. покоренных турецких городов — эти события нашли свое отражение в фильмах: «Встреча Его Императорского Высочества Великого Князя Николая Николаевича, Наместника Его Императорского Величества на Кавказе», «Покоренные турецкие города Байбурт, Эрзингян и Мамахатун и посещение их августейшим главнокомандующим Кавказской армии Великим Князем Николаем Николаевичем»{13}.
В 1916 г. на экран вышло несколько фильмов со съемками И. Д. Дореда, Дж. Эрколя, П. В. Ермолова, среди которых — «Полеты над завоеванной землей в Анатолии», «Тортумское направление», «Наши кавказские армии и флот на пути к Трапезунду», «Падение Трапезунда»{14}. В «Полетах…» показан облет русскими летчиками на аэропланах «Моран-Парасоль» и «Вуазен» турецких территорий в районе Трапезунда и Ризе. В «Тортумском направлении» сняты Гюли-Багдадский хребет, селение Хувах; позиция российских войск на горе Чильгасар; движение русских войск и обоза с ранеными по горной тропе; прививка солдатам
[81]
Кадр из фильма «Мирные переговоры в Брест-Литовске. 26 декабря 1917 -10 февраля 1918 г.»: прибытие русской делегации во главе с Л. Д. Троцким в г. Брест-Литовск. Производство Скобелевского комитета. РГАКФД
противотифозной вакцины. В фильмах «Наши кавказские армия и флот на пути к Трапезунду», «Падение Трапезунда» и других сюжетах показаны атаки Приморского отряда на позиции турок в районе Трапезунда и Ризе; общие виды этих городов после занятия русскими войсками, быт их жителей; встреча местными жителями командующего Кавказской армией генерала Н. Н. Юденича и генерала В. П. Ляхова; вступление русских войск в Трапезунд и возвращение турецких беженцев.
В 1916 г. Скобелевский комитет выпустил на экраны фильм «Наши враги у нас в плену»{15}, в котором зрители увидели картины быта турецких военнопленных в лагере на о. Нарген в Каспийском море.
Интересны выпуски кинохроники Скобелевского комитета о боях за турецкий город Эрзерум — в 1916 г. их вышло несколько. Операторы И. Д. Доред и П. В. Ермолов снимали для фильма «Штурм и взятие Эрзерума»{16}, в который вошли кадры штурма русскими солдатами фортов Эрзерумской крепости; показаны общий вид турецких позиций во время боя, город Эрзерум и форты Кобург, Ортаюк, Азизие после взятия их русскими войсками, трофеи и пленные турки.
Военно-исторический отдел Кавказского военного округа смонтировал фильмы «Геройские подвиги Кавказской армии» и «Герои и трофеи турецкой твердыни — крепости Эрзерума в Петрограде»{17}. В первой ленте сняты следующие сюжеты: прибытие в турецкий город Гасан-Кала великого князя Николая Николаевича и встреча его генералом Н. Н. Юденичем; разгрузка тяжелых орудий; наступление русских войск на эрзерумские форты, форт Чабан-Деде, трофейные орудия, пленные турки; русские солдаты в окопах в горах; подожженные турками при отступлении патронные склады Эрзе-
[82]
румской крепости; георгиевские кавалеры проносят захваченные турецкие знамена; русский солдат с ключами от Эрзерума; русский флаг над крепостью. Вторая лента составлена из кинопортретов героев штурма турецкой крепости Эрзерум.
Нашло отражение в кинохронике прибытие на фронт в 1916 г. русской 2-й Особой пехотной бригады во главе с генералом М. К. Дитерихсом и 4-й Особой пехотной бригады{18}.
Сохранилось большое количество сюжетов общего характера: передвижение войск и техники, моменты боев с участием артиллерии, бронетанковых частей, пехоты, саперов и связистов, авиации, военного флота. Снимались освобожденные от неприятеля полуразрушенные населенные пункты и города; награждения солдат и офицеров, отличившихся в боевых сражениях; оказание медицинской помощи раненым на полях боев и в госпиталях.
В 1917 г. страна была поглощена внутриполитическими проблемами и военная хроника не пользовалась прежним успехом у зрителей — этим объясняется небольшое количество снятых тогда военных фильмов. В их числе — «Хамадан, взятый нашей доблестной армией» (март 1917 г.) и «Военная полевая хлебопекарня»{19}.
Интересный киносюжет 1917 г. запечатлен в «Хронике Гомон» — отправка из Москвы на фронт женского «батальона смерти»{20}.
25 октября (7 ноября) 1917 г. в России произошла революция, одним из лозунгов которой было скорейшее заключение мира с Германией и ее союзниками. 2 (15) декабря советское правительство подписало перемирие с германской коалицией и приступило к мирным переговорам.
Последними в ходе Первой мировой войны на русском фронте можно считать съемки, включенные в фильм социальной секции Скобелевского просветительного комитета «В дни мирных переговоров на фронте»{21}. Операторы запечатлели позиции в районе Двинска (укрепленный лагерь, разрушенные здания и проволочные заграждения); братание в декабре русских и немецких солдат (русские и немецкие солдаты держат плакат с надписью «Пролетарии всех стран, соединяйтесь! Да здравствует интернационал!»; русские и немецкие солдаты прикуривают друг у друга и обмениваются головными уборами); похороны генерала Скалона; позируют солдаты и комиссар 5-й армии Собакин.
О брест-литовских переговорах было выпущено несколько фильмов, в том числе «Мирные переговоры в Брест-Литовске» и «Брест-Литовское перемирие»{22}. В «Мирныхпереговорах…» (проходили 28 ноября — 2 декабря 1917 г.) показаны: прибытие советской делегации на переговоры; зал заседаний; Леопольд Баварский подписывает условия договора. Лента «Брест-Литовское перемирие» (26 декабря
1917 г. — 10 февраля 1918 г.) запечатлела прибытие советской делегации во главе с Л. Д. Троцким на переговоры (мирный договор был подписан 3 марта 1918 г.), братание русских и немецких солдат на передовых позициях.
Этими кадрами завершилась российская кинематографическая летопись Великой войны.
Примечания:
{1} РГАКФД. № 1009.
{2} Там же. № 32344.
{3} Там же. № 1063, 11727.
{4} Там же. № 11673.
{5} Сине-фоно. № 8. 1915 г. С. 50.
{6} РГАКФД. № 11504 (а, б), 11811, 12154.
{7} Там же. № 1884 (а, б).
{8} Там же. № 11802, 1089.
{9} Там же. № 11519.
{10} Там же. № 755.
{11} Там же. № 11799.
{12} Там же. № 11804.
{13} Там же. № 12615, 12861 (I—II).
{14} Там же. № 743 (а, б), 11540, 11533, 11535 (I—II).
{15} Там же. № 770.
{16} Там же. № 13076 (I—III).
{17} Там же. № 12849 (I—II), 11837.
{18} Там же. № 11532, 11789.
{19} Там же. № 11677, 1104.
{20} Там же. № 12473.
{21} Там же. № 11904.
{22} Там же. № 11755, 13058.
[83]