Skip to main content

Конкордат

Отечественная история. История России с древнейших времен до 1917 года: Энциклопедия. Т. 3: К — М. — М., 2000. С. 6.

(позднелат. concordatimi, от лат. concordo — нахожусь в согласии), название соглашений между папским престолом и рос. пр-вом, регулировавших правовое положение католич. церкви в Рос. империи. По канонич. терминологии К. наз. договоры римской курии только с католич. гос-вами, договоры с др. странами наз. конвенциями. Четкая градация терминов утрачена в 19 в. в связи с изменением полит. карты Европы.

Земли, населенные преим. католиками, вошли в состав Рос. империи в кон. 18 в. после разделов Речи Посполитой. С образованием Царства Польского (1815) и признанием на его терр. католицизма гос. религией возникла необходимость в определении правового статуса католич. церкви. Отношения между римским престолом и рос. пр-вом регулировали буллы папы Пия VII «Об учреждении Варшавской митрополии» (4.3.1817) и «О разграничении епархий» (30.6.1818), по традиции именуемые К. 1818. Согласно им терр. Царства Польского делилась в адм.-церк. отношении на 8 епархий: Варшавскую, Краковскую, Люблинскую, Сандомирскую, Ка-лишскую, Плоцкую, Яновскую и Сейненскую. Варшавская епархия получала статус митрополии. Вопросы поставления епископов и подготовки католич. духовенства передавались в ведение папского престола. В Варшавском ун-те был открыт католич. богословский ф-т, где преподавали только лица духовного звания. Послания (бреве) папы Римского при публикации не подлежали цензуре. Духовенство Царства Польского получало возможность контактов с главой церкви. Рос. пр-во, в свою очередь, добилось согласия папского престола на ликвидацию ряда обедневших католич. монастырей.

Положения К. 1818 действовали вплоть до Польского восстания 1830-31, после к-рого католич. церковь лишилась автономии и влияние римского двора было ограничено. В ответ папа Григорий XVI в 1832 публично обвинил рос. пр-во в репрессиях против католиков, поддержал духовных лиц, оказавших неповиновение властям, а позднее отказался утвердить большинство вновь назначенных рос. властями епископов и др. священнослужителей. Постановление Синода от 25.3.1839, утвержденное имп. Николаем I и содержавшее в себе постановление о слиянии униатской церкви с православной, привело к дальнейшему обострению отношений с папским двором. Конфликт разрешился лишь в дек. 1845 после личного свидания имп. Николая I с папой Римским.

В нояб. 1846 в Риме начались переговоры между представителями папского престола и рос. пр-ва, в результате к-рых 22.7(3.8). 1847 заключен договор, определивший отношения России с папским престолом (в ист. лит-ре именуется К. 1847). Со стороны России его подписали гр. Д. Н. Блудов и посланник в Риме А. П. Бутенев, со стороны папского престола — кардинал А. Ламбрускини. Положения договора касались католич. церквей всей Рос. империи. На терр. Царства Польского восстанавливалось действие К. 1818. К существовавшим (с 1798) Могилёвской, Виленской, Самогитской, Минской, Луцкой и Каменецкой католич. епархиям добавлялась Херсонская (ст. 1). Их границы впредь определял только папа Римский (ст. 2). Суд. полномочия Римско-католич. духовной коллегии передавались в ведение епископов (ст. 13), им же переподчинялись католич. консистории (ст. 15). Отменён установленный в 1803 гос. контроль за подготовкой католич. духовенства в Виленской гл. семинарии. Порядок обучения в католич. духовных семинариях определял епископ данной епархии (ст. 21). Католич. духовная академия в Петербурге подчинялась архиепископу Могилевскому; преподаватели богословских наук назначались архиепископом по представлению совета академии только из духовных особ, прочие преподаватели — из числа светских лиц католич. исповедания (ст. 23-25).

К. 1847 закрепил факт признания рос. пр-вом папы Римского главой рос. католиков и его отказ от намерения включить католич. иерархию в систему гос. адм. управления.

Условия К. 1847 не удовлетворяли ни одну из сторон. Папский престол считал его первым шагом в переговорах с Россией о статусе католич. церкви, а рос. правительств, круги — неоправданной уступкой притязаниям Рима. Рос. сторона постоянно нарушала условия К.: затягивала открытие Херсонской епархии, назначала в католич. семинарии преподавателей некатолич. исповедания, в 1848 резко сокращено число католич. монастырей в Рос. империи.

В нач. 60-х гг. 19 в. отношения с Римом вновь ухудшились, а поддержка папой католич. оппозиции во время Польского восстания 1863-64 вскоре привела к разрыву дипл. связей с папским двором. 30.1.1865 кардинал Антонелли направил рос. пр-ву «обвинительную записку», пригрозив от имени папы «заявить перед целым светом о ряде угнетений, какие претерпевает католич. церковь в Рос. империи и Царстве Польском». 15.11.1866 угроза приведена в исполнение: глава католич. церкви опубликовал переписку с рос. пр-вом. В ответ имп. Александр П издал указ от 22.11.1866 о прекращении действия К. 1847 на терр. Рос. империи. Далее контакты католиков России и Царства Польского с римской курией осуществлялись через министра внутр, дел. Папские послания, буллы и распоряжения не имели силы без Высочайшего разрешения.

Публ.: Акты и грамоты о устройстве и управлении Римско-католич. церкви в империи Российской и Царстве Польском. СПб., 1849.

Лит.: Попов А. Последняя судьба папской политики в России, 1845-1867. ВЕ, 1868, т. 1, с. 23-119, 522-90; его же. Сношения России с Римом с 1845 по 1850, ЖМНП. 1870. № 1-3, 5-7, 12; П. Щ. История рус. конкордата, «Рус. вестник». 1871. № 4.

Е. А. Вишленков.

[6]