Skip to main content

Федорин Д. В. За кадром: источники для расшифровки кинофотодокументов периода Первой мировой войны

Первая мировая война: взгляд спустя столетие. 1915 год: доклады и выступления участников V Международной научно-практической конференции. — М.: Изд-во МНЭПУ, 2016. С. 752-767.

В статье рассматриваются методы атрибуции кинофотодокументов периода Первой мировой войны. Приводятся конкретные примеры расшифровки ранее не атрибутированных кадров кинохроники с использованием вновь обнаруженных фотодокументов из альбомов воинских частей и семейных архивов. Большинство фотографий и кинокадров, а также подписи к ним, публикуются впервые.

Ключевые слова:
Кинофотодокументы, Первая Мировая война, Военно-Кинематографический отдел Скобелевского комитета, автобронедивизион, кинооператор, Новицкий, Эрколь

D. V. Fedorin
BEHIND THE SCENES: SOURCES FOR DECODING FILM AND PHOTO DOCUMENTS OF WORLD WAR I

The article deals with the methods of attribution of film and photo documents of period of the First World War. Specific examples of decryption previously non-attributed pictures of newsreel with newly discovered documentary photographs from the albums of military units and family archives are presented. Most of the photos and motion pictures and captions have been published for the first time.

Keywords:
fiIm and photo documents, the First World War, the Military Department of Cinema of the Skobelev Committee, automobile Division, cameraman, Novitsky, Ercole

[752]

Одной из важных проблем при расшифровке кинофотодокументов периода Первой мировой войны является отсутствие дополнительных источников, позволяющих уточнять содержание кадров. Иллюстрированные издания, выходившие в годы войны, не дают в полном объеме информацию, используя которую, можно уточнить содержание кинофотодокументов, а иногда даже вводят исследователя в заблуждение.

В тех редких случаях, когда идентичный кинохронике фотоснимок публиковался в иллюстрированных изданиях, таких как «Нива», «Искры», «Огонек», в аннотации к фотографии, как правило, указывались только центральные фигуры. Географические названия и номера воинских частей не указывались вовсе. Несомненно, в военное время это было оправдано, так как вся подобная информация, просочившаяся в прессу, тщательно обрабатывалась неприятельской разведкой. Аналитики противника сопоставляли данные, полученные из разных источников, в том числе из иллюстрированных изданий, устанавливали местонахождение и перемещение воинских частей с одного участка фронта на другой.

Учитывая эти обстоятельства, перед выходом в тираж вся периодика, в том числе иллюстрированная, тщательно просматривалась военными цензорами. Военная цензура признавала нежелательным появление в иллюстрированных изданиях фотографических снимков следующего содержания:

1. Инженерных и саперных работ, искусственных препятствий, радиостанций, даже на фоне снимков, занимающих второстепенное место, но относящихся к определенному месту;

2. Боевых автомобилей, поездов;

3. Снимки отдельных лиц и групп с указанием на предметах их обмундирования номера частей, места и даты съемки{1}.

Таким образом, необходимые для расшифровки данные в иллюстрированной периодике периода Мировой войны изначально корректировались и изымались военной цензурой. Это обстоятельство существенно осложняет поиск материалов, требующихся для расшифровки кинофотодокументов.

Исследователь воспринимает весь массив кинофотодокументов периода Первой мировой войны как единое визуальное пространство, автоматически фиксирует все неопознанные кадры, чтобы в дальнейшем на основе вновь поступающих данных попытаться распознать те или иные события и лица. Все накопленные предположительные сведения учитываются в отдельном списке кино- и фотокадров, расшифровать которые, ведя целенаправленный поиск, не представилось возможным. В таких ситуациях неразгаданный сюжет откладывается до «лучших времен»; остается полагаться только на случай и продолжать исследование.

Ключ к мелькнувшему перед глазами кинокадру может быть найден через много лет в семейном фотоархиве, на случайном интернет-сайте или в частном собрании военного антиквариата. Встречаются, конечно, случаи, когда опознать кадр совершенно невозможно (пока таких случаев более чем достаточно. — Д. Ф.), но, как правило, со временем поступает новая информация, используя которую удается расшифровать безымянный сюжет. Для иллюстрации сказанного выше приведу два коротких примера.

[753]

В период Первой мировой войны кинематограф еще не имел большого пропагандистского значения, приобретенного им позже, в войнах второй половины двадцатого века. Но и в то время уже было очевидно, что кинематографисты пытаются с помощью киноизображения создать образ мощной военной машины, максимально эффектно представить зрителю главные технические новшества этой войны: автомобили, аэропланы, прожекторы, противогазы и бронетехнику.

Одним из таких новшеств на русском театре военных действий были бронированные автомобили. В собрании РГАКФД сохранилось несколько сюжетов снятых в авто-бронечастях{2}. В списке неопознанных кадров первым шел фрагмент содержащийся в учетном № 775 с подписью: около броневика «Добрыня» стоят награжденные Георгиевскими крестами офицер и два унтер-офицера, а также офицер, награжденный орденом Св. Анны с мечами. Поиск данных о броневике «Добрыня» не принес положительных результатов. В процессе расшифровки кинокадров максимально возможным представлялось определить марку бронеавтомобиля и выявить номер бронечасти. Установить фамилии и чины офицеров, изображенных в кинокадре (не говоря уже о нижних чинах), казалось невыполнимой задачей…

Сюжет был записан в разряд «безымянных», и только по прошествии времени неожиданно удалось найти ответ на этот вопрос. Разгадать загадку «Добрыни» и его героического экипажа помог фотоальбом 14-го пулеметного автомобильного взвода, предоставленный историком военной авиации периода Первой мировой войны М. А. Хайрулиным{3}.

Традиция составления памятных фотоальбомов воинских частей русской императорской армии берет свое начало во второй половине XIX в. В 10-е годы ХХ в., с развитием фотографии и распространением фототехники в офицерской среде, традиция фотолетописи воинских частей продолжала успешно развиваться и широко пропагандировалась в военной периодике: «Для каждой войсковой части слишком ничтожны затраты на обзаведение аппаратом и фотографическим материалом, в сравнении с неизменной пользой для нее же. Каждая часть должна почитать своей священной обязанностью заботиться и о грядущем своем поколении, чтобы вверить славу достойным носителям своего имени. (Правдиво описанный период боевой жизни, обильно иллюстрированный, будет лучшим для этого средством)»{4}.

Все эти рекомендации были внимательно учтены составителями бесценного фотоальбома. Но самое важное для нас то, что под фотографиями сохранились подписи, указывающие даты и места съемки, а также фамилии чинов 14 пулеметного автомобильного взвода{5}.

[754]

Фото 1. 1915 г. май. Шоссе близь Ниско (Галиция). Оператор Военнокинематографического отдела Скобелевского комитета Георг Эрколь (George Ercole), приготовление к кинематографическим снимкам (альбом 14 пав, сн. №30)

Снимок № 030 с подписью «1915 г. Шоссе близ Ниско». Приготовление к кинематографическим снимкам», зафиксировал оператора в момент установки кинокамеры на обочине дороги.

Сравнив портрет, опубликованный в «Кине-журнале» 1915 г. № 5-6, с фотографией из альбома 14 пулеметного автомобильного взвода, можно с точностью сказать, что в 14-м автопулеметном снимал оператор Военно-кинематографического отдела Скобелевского комитета англичанин Георг Эрколь (George Ercole){6}. Внимательное изучение кинокадров, содержащихся в учетном № 11813, и дальнейшее сопоставление с фотографическими снимками № 029 и 030 обнаруживает сходство пейзажа и групп офицеров в кинохронике и на фотографиях. Вы-

[755]

Фото 2. Оператор британского отделения фирмы «Пате» Георг Эрколь (George Ercole), осенью 1914 года был прикомандирован к Военно-кинематографическому отделу Скобелевского комитета. «Кине-журнал». 1915 г. № 5-6. С. 125

[756]

Фото 3. 1915 г. Шоссе близь Ниско. Офицеры 14-го пулеметного автомобильного взвода разрабатывают по картам план действий подразделения. РГАКФД № 11813. Производство Военно-кинематографического отдела Скобелевского комитета

явленные совпадения позволяют установить авторство киносъемки и определить, к какой воинской части относяться броневики.

В 1916 г. 14-й автопулеметный взвод снова посетил кинооператор Военно-кинематографического отдела Скобелевского комитета{7}. Снимок № 060 с подписью «1916 г. Синявка. “Добрыня”» полностью совпадает с кинокадром, содержащемся в учетном № 775 (вероятно снимок печатался с кинопленки так как по краю фотокадра видна перфорация). Таким образом, удалось установить дату и место киносъемки. Фамилии и чины офицеров, позирующих на фоне бронеавтомобиля, были установлены по снимку № 069-1 с подписью «1916 г. Переезд Синявка — Радунь. Офицеры отделения. Соколов, Кучеров, Демишкан, Келер». Справа в кинокадре (рядом с буквой «Д» в ндп «Добрыня» на борту бронеавтомобиля) — кавалер ордена Святого Георгия 4-й степени, поручик Кучеров, слева (рядом с буквой «Р») — поручик Келер{8}.

Вышеперечисленные факты позволяют сделать вывод, что в учетных №№ 775 и 11813 содержатся киносъемки 14-го пулеметного автомобильного взвода, сделан-

[757]

Фото 4. 1915 г. май. Ниско (Галиция). Расположение 14-го пулеметного автомобильного взвода. Георг Эрколь (George Ercole) позирует для фотоснимка на фоне бронеавтомобиля марки «Остин» (альбом 14 пав., сн. №29)

Фото 5. 1916 г. Синявка. 14-й пулеметный автомобильный взвод. Экипаж пушечного броневика «Гарфорд» «Добрыня» позирует для киносъемки (поручик Кучеров и поручик Келер только вышли из кадра) (альбом 14 пав. сн. № 60)

[758]

Фото 6. 1916 г. Синявка. 14-й пулеметный автомобильный взвод. Офицеры отделения позируют для киносъемки на фоне бронеавтомобиля «Гарфорд» «Добрыня», поручик Кучеров и поручик Келер. РГАКФД № 775. Производство Военно-кинематографического отдела Скобелевского комитета

Фото 7. 1916 г. Переезд Синявка-Радунь. 14-й пулеметно-автомобильный взвод, офицеры отделения Соколов, (второй слева) поручик Кучеров, Демишкан, (первый справа) поручик Келер. По этому снимку проводилась идентификация сюжета кинохроники РГАКФД № 775 (альбом 14-го пав. сн. № 69-1)

[759]

ные в 1915 и 1916 гг. Кадры, снятые в мае 1915 г. в Ниско, однозначно принадлежат Г. Эрколю. Однако поручиться на все 100% за то, что в 1916 г. Эрколь вновь побывал в расположении 14-го пулеметного автомобильного взвода и снял героический экипаж пушечного броневика марки «Гарфорд» «Добрыня», нельзя из-за отсутствия дополнительных сведений в виде подписей под фотографиями, или снимков-подсказок, сопоставление которых с кинокадрами могло бы дать положительный результат.

В 2013 г., обрабатывая материалы семейного архива кинооператора Новицкого, удалось обнаружить еще одну фотографию оператора Эрколя, относящуюся предположительно к концу 1914 г. На снимке Эрколь позирует рядом со своим сослуживцем по Военно-кинематографическому отделу Скобелевского комитета Петром Новицким{9}.

В архиве семьи кинооператора Новицкого сохранились документы и фотографии, отражающие рабочие моменты деятельности военного хроникера{10}.

На одном из снимков Петр Карлович снят вовремя работы — ведет съемку в N-ской автомобильной части. Он одет в кожаную куртку и кожаные брюки, также обращает внимание характерная манера держаться и небольшой рост. В списк неопознаных кадров сразу вспомнился неизвестный кинооператор в «кожаном обмундировании» на одной из фотографий, сделанной в Ставке Верховного Главнокомандующего в конце сентября 1914 г.{11}

Во время первого визита в Ставку Верховного Главнокомандующего 22 сентября 1914 г. Николай II записал в дневнике: «Снимался группой со всем штабом Николаши»{12}. В кадре запечатлены чины управлений Штаба Верховного Главнокомандующего — господа офицеры позируют для кино- и фотосъемки{13}.

Параллельно с киносъемкой данное событие снимал фотограф, состоящий при управлении генерал-квартирмейстера. Интересно, что фотограф встал за спины кинооператоров, чтобы не помешать их работе. Благодаря этому деликатному распределению позиций при съемке события, мы не видим в кинокадре фотографа, а на первый план фотоснимка попали двое военных, производящие киносъемку: офи-

[760]

Фото 8. Операторы Военно-кинематографического отдела Скобелевского комитета, Георг Эрколь (George Ercole) и Петр Новицкий на бивуаке, на земле стоят кофры с киносъемочным оборудованием (камера, объективы, жестянки с кинопленкой)

цер, и неизвестный в кожаном обмундировании (какие обычно носили чины авто-бронечастей{14}). Перед нами один из редких случаев, когда кинооператор, ведущий съемку, сам попадает в объектив! Таким образом, если бы удалось установить фамилии неизвестных на фотоснимке, был бы получен ответ на вопрос, кому из операторов Военно-кинематографического отдела Скобелевского комитета принадлежит авторство съемки одного из сюжетов, вошедшего в 1-ю серию «Русской военной хроники»{15}.

В каталоге «Кинохроника в России 1896-1916 гг.» автором съемки указан Н. Топорков. Но в сентябре 1914 г. доброволец, младший унтер-офицер 2-й мотоциклетной роты Николай Топорков находился в рядах действующей армии и только в январе 1915 г. был прикомандирован к Военно-кинематографическому отделу Скобелевско-

[761]

Фото 9. 22 сентября 1914 г. Барановичи. Главная Квартира Штаба Верховного Главнокомандующего. На первом плане запечатлены кинооператоры Военно-кинематографического отдела Скобелевского комитета, в кожаном обмундировании ведет съемку с плеча П. К. Новицкий, неизвестный военный (офицер) за камерой на штативе личность установить не удалось. В центре группы генералов и офицеров государь император Николай II, Верховный Главнокомандующий великий князь Николай Николаевич, начальник Штаба Верховного Главнокомандующего генерал-лейтенант Н. Н. Янушкевич, генерал-квартирмейстер Ю. Н. Данилов, Дежурный генерал П. К. Кондзеровский, генерал-адъютант Н. В. Рузский, протопресвитер армии и флота отец Г. Шавельский. В группе офицеров удалось опознать некоторых сотрудников управлений Штаба Верховного Главнокомандующего: генерального штаба полковники А. А. Самойло, И. И. Щолоков, генерального штаба подполковник Г. А. Муханов, поручик, князь Д. Д. Тундутов. РГАКФД: Ал. 292. сн. №№ 22, 23, 46, 48

го комитета{16}. Учитывая эти данные, версию об авторстве Топоркова пришлось отвергнуть.

После сопоставления снимка, сделанного 22 сентября 1914 г. в Ставке Верховного Главнокомандующего, с фотографией из семейного архива Новицких, можно точно утверждать, что на этих снимках изображен один и тот же человек. В годы Первой мировой войны Новицкий был мобилизован и числился по 7-й автомобильной роте. Кожаная куртка и кожаные брюки были форменным обмундированием авто- и бронечастей. Эти дополнительные данные косвенно подтверждают визуальное сходство изображений. К сожалению, личность второго кинооператора по-

[762]

Фото 10. Оператор Военно-кинематографического отдела Скобелевского комитета Петр Новицкий снимает N-скую автомобильную часть. В годы Первой мировой войны Новицкий проходил службу в 7-й автомобильной роте

прежнему не установлена. Можно лишь предположить, что в кадре рядом с Новицким снят офицер, сопровождавший оператора в поездах на фронт{17}.

Обработка материалов семейного архива Новицких позволила сделать еще одно небольшое, но важное открытие — идентифицировать кинопортрет Петра Карловича. В списке «безымянных сюжетов» в краткой аннотацией к учетному № 1038 «Хроника войны» указано «неизвестный в кожаной куртке, на голове фуражка, в руках фотоаппарат». Интуиция подсказывала — это Новицкий. Сопоставление кинокадра с фотографией из семейного архива с полной очевидностью убеждает — перед нами кинопортрет Петра Карловича Новицкого{18}.

Минуло сто лет с начала Первой мировой войны. Многие ценные фото- и киноматериалы были навсегда утрачены в бурном водовороте исторических событий ХХ в. Но то, что сохранилось, содержит в себе уникальное свойство многозначности. Найти свою тему, увидеть события прошлого глазами очевидца — захватывающее путешествие, где важна любая зацепка, шероховатость, деталь, а уж тем более имя. Превращение уравнения с набором неизвестных в эпизод исторического повествования — вот ежедневная работа (упражнение, задача) исследователя. И здесь,

[763]

Фото 11. 1914 г. осень. Галиция. Рава-Русская. Кинопортрет оператора Военно-кинематографического отдела Скобелевского комитета П. Новицкий, один из редких случаев, когда кинооператор попадает в объектив киносъемки. РГАКФД: № 1038. Производство Военно-кинематографического отдела Скобелевского комитета

не предназначенные в период войны к публикации и, в связи с этим же обстоятельством, не подлежащие военной цензуре фотоальбомы воинской части и фотографии, хранящиеся в семейных архивах, становятся уникальными историческими источниками. Чудом уцелевшие, бережно подписанные, они хранят в себе бесценные уточнения, становятся для нас новым перспективным источником, незаменимым при расшифровке и научном описании кинофотодокументов.

Операторы военно-кинематографического отдела Скобелевского комитета

В маневренный период войны, с августа 1914 г. по осень 1915-го, оператор, находясь в действующей армии, мог снимать передвижение колонн, сосредоточение войск перед операцией, выдвижение орудий на позиции. С осени 1915 г. ситуация изменилась. Противники «зарылись в землю» и перешли к затяжной позиционной войне. Это обстоятельство не замедлило отразиться на содержании военной кинохроники. Все чаще и чаще в объективе сцены военного быта. На этой войне не всё зависело от предприимчивости кинооператора. Сам характер военных действий диктовал содержание кинохроники.

Сцены из окопной жизни, портреты солдат и офицеров, — всё это можно было снять в ближайшем тылу действующей армии. Что же касается Новицкого, то по собственному его признанию, съемка в тылу не удовлетворяла профессиональную гордость кинооператора, уже имевшего к тому времени опыт съемки на полях Балканской войны.

[764]

Фото 12. Оператор Военно-кинематографического отдела Скобелевского комитета Петр Новицкий ведет киносъемку на позициях, наблюдает за полем боя через смотровую щель специального бронированного щита, предохраняющего от попадания пуль и осколков снарядов. Щит был изготовлен по собственному проекту Новицкого

Фото 13. Удостоверение, выданное кинооператору Военно-кинематографического отдела Скобелевского комитета Петру Новицкому (архив семьи кинооператора П. К. Новицкого)

[765]

В период позиционных боев Новицкий занялся усовершенствованием защиты кинокамеры для съемки на передовой. «Для фронтовых съемок были сделаны специальные щиты и панцирная бронебойная камера», — вспоминал Петр Карлович. На снимке хорошо виден специальный щит, под прикрытием которого Новицкий наблюдает за полем боя. К сожалению, до наших дней эти уникальные приспособления не сохранились.

За «усердие, проявленное при исполнении своих обязанностей, участие в рискованных воздушных разведках, съемки под действительным огнем противника» Петр Новицкий был награжден Георгиевской медалью. Можно только догадываться, что стоит за скупыми словами приказа о награждении!

Скудные данные, находящиеся в нашем распоряжении, не дают полного представления о том, как проходила служба кинооператоров на театре военных действий. Можно только предполагать, находились ли операторы постоянно в боевой линии рядом с солдатами или совершали кратковременные командировки на фронт. Судя по наградам и ранениям, полученным на передовой, они самоотверженно выполняли свой долг.

Операторы, награжданные Георгиевскими медалями

1. Новицкий Петр Карлович, кинофотограф Скобелевского комитета, награжден Георгиевской медалью 28.10.1914 // РГВИА. Ф. 400. Оп. 12. Д. 26759. Л. 1.

Фото 14. 1915 г. апрель. Галиция. Перемышль. Группа операторов ВоенноКинематографического отдела Скобелевского Комитета позирует на развалинах форта крепости Перемышль. РГАКФД. Альбом № 422 сн. 26. В группе (третий справа в черном) на левой руке нарукавная повязка с ндп С.К. — сокращенно Скобелевский комитет

[766]


Фото 15. Монтажный лист к картине «Трапезунд». Скобелевский комитет. Петроград. 1916 г. (публикуется впервые)

2. Дореда Иван Давидович, фотограф Скобелевского комитета награжден 30.05.1915 г. Приказ Верховного Главнокомандующего № 437. «За то, что вызвался охотником идти на вельботе к неприятельскому берегу для уничтожения провианта и при этом хладнокровно и мужественно производил снимки под действительным артиллерийским и ружейным огнем неприятеля» // РГВИА. Библ. 1915/10-с-76. № 16295.

3. Топорков Николай награжден Георгиевской медалью. «Друг деятелей киноварьете-миниатюр ”Цирк”». 1916. 8 июля. № 1. С. 5

4. Георг Эрколь награжден Георгиевской медалью. «Живой экран». 1916. № 15/16. С. 21. «Заря». 1915. №11. С. 6; «Луч». 1915. № 5. С. 12. «Photoplay magazine». 1915. Vol. VIII. № 2. July. P. 106

[767]

Примечания:

{1} Приказ по Управлению Главного начальника Петроградского Военного округа от 1 мая 1915 г. № 5610. Гражданское отделение. Правила военной цензуры устанавливались «Положением о военной цензуре» и «Перечнем сведений, не подлежащих оглашению во время действия военной цензуры» // Собрание узаконений и распоряжений правительства, издаваемое при правительствующем Сенате. 1914. №№ 170, 191, 192, 313.

{2} См. кинодокументы РГАКФД: 1-265, 1-1078, 1-13007, 1-13010, 1-13013.

{3} Оригинал фотоальбома 14-го автопулеметного взвода хранится в собрании А. А. Зарайского. Для работы по расшифровке были предоставлены электронные копии снимков № 029, 030, 060, 069-1.

{4} Кишкин Л. Фотографии войсковых частей // Русский Инвалид. 1914. № 42. С. 3.

{5} 14-й пулеметно-автомобильный взвод прибыл в Действующую армию на театр военных действий — 19-го апреля 1915 г. в состав 3-й армии — до 3-го июля 1916 г. Взвод состоял в составе III Кавказского армейского корпуса — с 3-го октября 1915 г. по 20-е февраля 1916 г. Взвод состоял в составе Х армейского корпуса — с 20-го февраля по 30-е июля 1916 г. Взвод включен в состав III Сибирского армейского корпуса войск 4-й армии — с 3-го июля по 10-е августа 1916 г. Взвод переименован в отделение и вошел в состав 4-го броневого автомобильного дивизиона — 10-го августа 1916 г. Машины — 2 «Остина» 1-й серии — «Дерзкiй» и «Дѣловой» — с 3-го марта 1915 г. и Гарфорд «Добрыня». Позднее был добавлен полубронированный «Рено» — без названия. В марте 1917 г. взвод перешел в состав 3-го броневого автомобильного дивизиона. Командиры — штабс-капитан (капитан) Лаврентьев Владимир Васильевич — с 1-го февраля 1915 г. по 10-е июля 1916 г. — командующий 3-м броневым автомобильным дивизионом. Штабс-капитан Демишхан Модест Александрович — с 10-го июля 1916 г. по … Дата расформирования неизвестна (Составил В. Л. Юшко).

{6} Георг Эрколь (George Ercole), кинооператор британского отделения фирмы «Пате». Опыт съемок в военных условиях приобрел на Балканской войне. В начале 1914 г. снимал военные действия в Бельгии. В конце 1914 г. прибыл в Россию и был прикомандирован к Военно-кинематографическому отделу Скобелевского комитета. В 1915-1916 гг. совершил ряд поездок в действующую армию. Был ранен, награжден Георгиевской медалью. В 1917 г. снимал на Румынском фронте. В 1921 г. посетил Советскую Россию, сопровождал известного британского публициста А. Рэнсоме, снимал голод в Поволжье.

{7} Состоящий под Высочайшим Его Императорского Величества покровительством Скобелевский комитет для выдачи пособий потерявшим на войне способность к труду воинам. Образован в 1904 г. Летом 1913 г. при Комитете был образован Военно-кинематографический отдел, получивший от военного министерства монопольное право производства кинематографических снимков в частях войск и на театре военных действий. В годы Первой мировой войны военно-кинематографический отдел Скобелевского комитета, пользуясь преимуществом военной организации, мобилизовал для съемки на театре военных действий лучших отечественных кинооператоров. Располагался Военно-кинематографический отдел в Петрограде, Мытинская ул., 27. В декабре 1916 г. приказом Начальника Штаба Верховного Главнокомандующего монополия Скобелевского комитета на киносъемку на фронте была ликвидирована. С декабря 1917 г. комитет переименован в Скобелев-ский просветительный комитет, а 15 апреля 1918 г. упразднен.

{8} Кучеров Степан Иванович, поручик 14-го Сибирского стрелкового полка, 4 ст. — ВП от 08.07.1915. Ф. 2122. Оп. 2. Д. 111. Л. 596-609 (1915). Данные приводятся по справочнику: Военный орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия. М., 2004. С. 596.

{9} Новицкий Петр Карлович (Константинович), 26 апреля 1885 — 7 сентября 1942. Выдающийся русский кинооператор, один из основоположников русского военного кинорепортажа. Выпускник киевского художественного училища. Опыт военных съемок приобрел на Балканской войне. С началом Первой мировой войны был мобилизован в действующую армию в 7-ю автомобильную роту, позже поступил в прикомандирование к Военно-кинематографическому отделу Скобелевского комитета. В течение войны производил съемки на театре военных действий. Был ранен, награжден Георгиевской медалью. Снимал события революции и гражданской войны. В 30-е гг. принимал участие в «Ледовой эпопее Челюскина». В разных источниках указаны противоречивые даты и обстоятельства смерти Петра Карловича. В. П. Михалов в монографии «Фронтовой кинорепортаж» (М., 1977. С. 20), указывает год смерти — 1940; А. Ю. Кальянов в диссертации «Кинематографическая и фотографическая хроника в политической и культурной жизни Петрограда в 1917 — первой половине 1918 годов» (СПб, 1997.) приводит следующие данные: «П. К. Новицкий прожил долгую жизнь, в последние годы снимал киножурнал «Советский воин», скончался в 1978 году»; сайт РИА Новости (http://www. statesymbol.ru/memorable/20050802/39602933.html, рубрика «Памятные даты, 26 апреля»), коротко сообщает: «… погиб в ГУЛАГе». По свидетельству Вадима Петровича, сына оператора Новицкого, в 1941 г. во время поездки в район военных действий Петр Карлович был тяжело ранен и скончался 7 сентября 1942 г.

{10} О существовании архива Новицкого автору статьи любезно сообщил режиссер-документалист В. П. Лисакович.

{11} РГАКФД. Фотоальбом 292. Снимки 22, 23, 46, 48. На сн. 22 П. К. Новицкий ведет съемку с плеча. Принято считать, что в тот период съемки велись только со штатива. Военная хроника. Сер. 1. Сентября 1914. 175,1м // РГАКФД № 1-12862.

{12} Дневники императора Николая II. М., 1991. С. 487.

{13} В группе офицеров удалось опознать некоторых сотрудников управлений Штаба Верховного Главнокомандующего: генерального штаба полковники А. А. Самойло, И. И. Щолоков, генерального штаба подполковники П. Л. Ассанович, Г. А. Муханов: в сентябре 1914 г. состояли в должностях штаб-офицеров для делопроизводства и поручений при Верховном Главнокомандующем. Поручик, князь Д. Д. Тундутов в сентябре 1914 г. состоял в должности адъютанта начальника Штаба Верховного Главнокомандующего.

{14} См. рис. Р. Паласиос-Фернандеса // Коломиец М., Барятинский М. Бронеавтомобили русской армии 19061917 гг. М., 2000. С. 107.

{15} Военная хроника. Сер. 1. Сентября 1914. 175,1м // РГАКФД № 1-12862.

{16} Баталин В. Н. Кинохроника в России 1896-1916 гг. М., 2002; РГВИА. Ф. 2003. Оп. 2. Д. 15. Л. 11.

{17} Приказания по 7-й Армии № 22 от 6 марта 1915 г.: «Допускать на театр военных действий операторов Скобелевского комитета, сопровождаемых ранеными или отставными офицерами, снабженными особыми удостоверениями. Справка: телеграмма Начальника Штаба Верховного Главнокомандующего от 5-го марта 1915 за № 6747».

{18} Для сравнения использовалась фотография «1914. Г. Эрколь и П.К. Новицкий на бивуаке».