Skip to main content

Вершинина Д. Б. Проблемы милитаризма и пацифизма в британском суфражистском движении периода Первой мировой войны

Россия и мир в конце XIX — начале ХХ века: II: Материалы Всероссийской научной конференции молодых ученых, аспирантов и студентов. Пермь, 2009. С. 74-77.

На рубеже XIX-XX вв. одной из наиболее сложных международных проблем становится отношение к надвигающейся войне и борьба за мир. В этом плане активистки суфражистского движения в Великобритании не могли не определить свою позицию в этом болезненном для европейских стран вопросе.

С началом Первой мировой войны практически все участницы Женского социально-политического союза, до этого проповедовавшие пацифизм и осуждавшие войну как бессмысленную демонстрацию мужской агрессии, «трагический результат неестественной системы управления государством одними мужчинами»{1}, достаточно быстро трансформировали свой пацифизм в националистический милитаризм. Интересно, что в самые первые дни войны суфражистки не могли отказаться от привычной риторики и обращали внимание на то, что война развязана именно мужчинами. Так, 7 августа 1914 г. в газете Женского социально-политического союза «Суфражетка» Кристабель Панкхерст писала еще в традиционном довоенном духе: «Созданная руками человека цивилизация, достаточно страшная и жестокая в мирное время, должна быть разрушена. Цивилизация, созданная исключительно мужчинами, — это цивилизация, игнорирующая закон природы, игнорирующая закон справедливого правления. Эта великая война… есть наказание Природы — Божье наказание, которое ложится на людей, держащих женщин в подчинении и тем самым разрушивших идеальный человеческий баланс. Подобно тому, как мы заболеваем, когда игнорируются законы, управляющие человеческим организмом, так мы имеем цивилизацию несовершенную, несправедливую, варварскую в лучшем случае, и обреченную на разрушение, когда игнорируется закон справедливого правления — закон, по которому мужчины и женщины сотрудничают в управлении делами»{2}.

Совершенно иначе суфражистские печатные издания смотрели на войну уже через некоторое время после ее начала. Уже в 1915 г., хотя война по-прежнему расценивалась как национальный кризис, огромное внимание уделялось развитию женского патриотизма. В той же «Суфражетке» утверждалось:

[74]

«В душе милитантки сильная любовь к стране несомненна. Главной причиной нашей борьбы за право голоса было наше желание получить власть для помощи в создании британской цивилизации…»{3}. Более того, Э. Панкхерст в 1915 г. уже предпочитала называть войну справедливой; вина за развязывание войны возлагалась не на всех мужчин, а на Германию и Австрию. Газета суфражеток получила новое название — «Британия», а в ноябре 1917 г. Женский социально-политический союз стал Женской партией.

Если в Женском союзе вопрос об отношении к войне был решен относительно быстро и целиком основывался на личной позиции Э. и К. Панкхерст, то в суфражистской организации умеренного крыла — Национальном союзе обществ женского избирательного права – в силу его более демократического устройства оказались возможны разногласия. Так, 4 августа 1914 г. активистки Национального союза приняли участие в женской мирной демонстрации, организованной Женской лейбористской лигой и Женской кооперативной гильдией и нацеленной на поддержку идеи британского нейтралитета в войне. На следующий день после демонстрации Р. Сесил, один из наиболее последовательных защитников идеи женского избирательного права в Консервативной партии, обратился к лидеру организации М. Г. Фосетт с письмом, в котором предупреждал ее, что участием в митингах в защиту мира она поколебала его веру в «способность женщин оперировать важными имперскими вопросами…»{4}, и намекал на возможность потери поддержки многих влиятельных консерваторов и либералов. В этом плане вполне логично, что М. Г. Фосетт уже через неделю после начала войны заняла патриотическую позицию и фактически использовала ту же риторику, что и лидеры Женского союза: «Если эта война справедливая, то потому, что это война в защиту свободы и общественного права против господства одной могущественной страны, попирающей независимость других. Ни одна истинная суфражистка не может быть безразличной к судьбе любого народа, малого или великого. Национальность — лишь другая и более сложная форма индивидуальности, а для суфражистки индивидуальность бесценна»{5}.

Однако внутри Национального союза нашлось достаточно много суфражисток, считавших, что организация должна поддержать движение в защиту мира. К их числу относились Х. Сванвик, И. Форд, К. Маршалл, К. Кортни и Э. Кларк. Сторонницы пацифистских взглядов называли себя интернационалистками, подчеркивая общность интересов женщин всего мира и важность развития международного женского движения. Всех их объединяло представление о том, что милитаризм тесно связан с угнетением женщины, а война может быть ассоциирована с домашним насилием. В то же время интернационалистки не были едины по вопросу о методах борьбы за мир: Х. Сванвик и И. Форд настаивали на немедленной организации антивоенной кампании, в то время как К. Маршалл, К. Кортни и Э. Кларк предлагали ограничиться лишь проведением образовательной кампании с целью постепенного обращения общественного мнения к пацифистским идеалам. Однако непримиримая позиция М. Г. Фосетт привела Национальный союз обществ женского избирательного права к расколу.

[75]

Решающим моментом для разрыва стала подготовка в марте 1915 г. к очередному конгрессу Международного женского суфражистского альянса. Лидер конституционалисток опасалась, что конгресс станет местом активности пацифисток, о чем она и написала письмо президенту альянса, американской суфражистке К. Ч. Кэтт, угрожая отказаться от поста вице-президента. В результате публичных заявлений, сделанных Фосетт на предмет того, что, пока германские войска не будут изгнаны с французской и бельгийской земли, «говорить о мире сродни измене»{6}, интернационалистки предпочли выйти из Национального союза обществ женского избирательного права. В конце 1915 г. была создана Женская интернациональная лига за мир и свободу во главе с Х. Сванвик. Принципиальной позицией новой организации было утверждение о том, что война разрушает основы демократии{7}.

В условиях абсолютного доминирования патриотической риторики в британской пропаганде военного времени демократическим суфражисткам было крайне сложно выражать свою антимилитаристскую позицию, поэтому очень важным для объединения их усилий стало участие в международном женском конгрессе в Гааге 27 апреля — 1 мая 1915 г. О своем желании принять участие в работе конгресса заявили около 180 англичанок, 24 получили разрешение на выезд, но доехали до Гааги лишь три британки — К. Макмиллан, К. Кортни и Э. Петик-Лоуренс. Главными результатами работы конгресса стали создание Международного комитета женщин за перманентный мир и принятие программы, в которой во многом предвосхищались будущие международные решения о послевоенном устройстве мира{8}.

Говоря о пацифистской деятельности суфражисток в годы Первой мировой войны, нельзя обойти вниманием активность Сильвии Панкхерст, стоявшей во главе Федерации суфражеток Ист-Энда. В своих мемуарах С. Панкхерст писала: «Когда я впервые прочитала в газетах, что миссис Панкхерст и Кристабель возвращаются в Англию для организации вербовочной кампании, я рыдала. Мне это казалось трагическим предательством великого движения»{9}.

Именно С. Панкхерст в годы войны стала одним из ведущих ораторов, критиковавших войну с позиций социализма, и под ее влиянием в 1915 г. федерация признала своей официальной линией антивоенный курс. Так, в августе 1915 г. Сильвия писала в газете федерации «Женский дредноут»: «Осознание того, что мы человеческие создания с одинаковыми нуждами и инстинктами, гораздо глубже всех расовых и классовых различий, и это открывается нам тогда, когда нам угрожают великие катастрофы…»{10}. Характерно, что борьба против ужасов войны привела С. Панкхерст к мысли о том, что ее организация должна сосредоточиться не на конкретных нуждах работниц Ист-Энда, а на «социалистической и феминистской перестройке общества»{11}, что отразилось в смене названия на Социалистическую федерацию рабочих и в выходе организации на национальный уровень. В то же время и Федерация суфражеток Ист-Энда так до конца и не стала пацифистской организацией, поскольку ее руководство оказалось перед дилеммой при формулировании политической стратегии организации на период войны: либо последовательная оппозиция войне, либо борьба за лучшие условия работы и более высокую заработную плату работниц. В результате

[76]

лидеры движения выбрали второй вариант, при котором, в том числе, защищали права работниц военной промышленности.

Таким образом, демократические суфражистки оставались на периферии суфражистской активности в годы войны, поскольку подавляющее большинство суфражисток и суфражеток все-таки выступали с позиций патриотизма и даже национализма.

Примечания:

{1} Брайсон В. Политическая теория феминизма. М., 2001. С. 104.

{2} The Suffragette. 1914. August 7. P. 301.

{3} The Suffragette. 1915. April 16. P. 3.

{4} Lord Robert Cecil to Mrs. Henry Fawcett, 5 August 1914 // Smith H.L. British Women’s Suffrage Campaign, 1866-1928. L., 1998. P. 97-98.

{5} Цит. по: Новикова Н. В. Пацифизм и интернационализм в британском суфражистском движении в годы первой мировой войны // Женщины в истории: возможность быть увиденными: сб. науч. статей / Под ред. И. Р. Чикаловой. Минск, 2002. Вып. 2. С. 113.

{6} Цит. по: Smith H. L. Op. cit. P. 59.

{7} Mayer A. Women in Britain, 1900–2000. L., 2002. P. 23.

{8} Гафизова Н. Б. Пацифизм в международном женском либеральном движении (конец XIX — начало XX века) // Российские женщины и европейская культура: материалы V конференции, посвященной теории и истории женского движения / Сост. и отв. ред. Г. А. Тишкин. СПб., 2001. С. 179.

{9} Pankhurst E. S. The Suffragette Movement: An Intimate Account of Persons and Ideals. L., 1931. P. 594-595.

{10} Pankhurst S. Our Equal Birthright // A Sylvia Pankhurst Reader / Ed. by K. Dodd. Manchester; New York, 1993. P. 71.

{11} Winslow B. Sylvia Pankhurst. Sexual Politics and Political Activism. L., 1996. P.76.

[77]