Skip to main content

Алексеева О. В., Марштупа Г. С. Деятельность Трофейной комиссии. 1911—1919 гг.

Первая мировая война. Исследования. Документы / Отв. ред. А. Д. Яновский; ред.-сост. И. Л. Журавская. — М., 2014. С. 114-127.

Военные реликвии минувших войн, в которых пришлось участвовать России, хранятся сегодня в различных музейных собраниях. Они являются свидетельством исторического пути государства и имеют при этом свою собственную историю.

С петровских времен в России существует традиция сбережения исто рически значимых ценностей. К концу XIX в. крупнейшим хранилищем военных трофеев являлся Санкт-Петербургский Арсенал. Кроме того, военные реликвии хранились в церквах, полковых собраниях, губернских музеях. Идея создания описи всех имеющихся в России памятников истории занимала умы многих ученых.

5 марта 1911 г. император Николай II утверждает «Комиссию по описанию боевых трофеев Русского воинства и старых знамен», в дальнейшем кратко именовавшуюся Трофейной комиссией. Ее состав неоднократно менялся, но сначала она состояла из трех человек: председатель — делопроизводитель военно-походной канцелярии гвардии полковник В. К. Шенк; члены — капитан 2-го ранга П. И. Белавенец и штабс-капитан 1-й конноартиллерийской батареи С. А. Толузаков. Члены комиссии были наделены правом привлечения к работе необходимых специалистов. Размещалась комиссия в Санкт-Петербурге, на ул. Захарьевской, 17. В декабре 1912 г. В. К. Шенка сменил полковник С. И. Петин, а в 1913 г. к комиссии был прикомандирован капитан л.-гв. саперного батальона Г. С. Габаев, известный в свое время специалист по истории русской армии (в частности, знамен и обмундирования).

В Российском государственном военно-историческом архиве хранятся материалы о Трофейной комиссии, в том числе отчеты. Это документы, в которых зафиксированы результаты деятельности горстки подвижников с четко обозначенной целью — сохранить память о делах и именах тех, кто «оставили нам в наследие величие, мощь и славу Отечества…». Задачами комиссии изначально являлись сбор информации о месте хранения боевых трофеев русской армии, их научное исследование, описание и документирование.

Важнейшей заслугой Трофейной комиссии в начале ее работы стало упорядочение архива Санкт-Петербургского Арсенала, проверка описей

[114]

Выставка «Война и наши трофеи»: манекены в форме солдат немецкой армии, представленные Интендантским музеем. Фотография 1915 г.

[115]

и учет знамен. Подобные попытки предпринимались и ранее, например, по высочайшему повелению Николая I, последовавшему в 1843 г., — «чтобы при знаменах всегда находились ярлыки, показывающие, какие это знамена, откуда, когда и по какому случаю доставлено, и чтобы оные хранились отдельно от оружия», — однако задание это не было выполнено. Видимо, в большей мере из-за того, что в тот период не нашлось знатока геральдики, подобного Петру Ивановичу Белавенцу, или по-настоящему влюбленного в военную историю исследователя, каким был капитан Сергей Александрович Толузаков.

Членам комиссии приходилось сталкиваться со случаями ненадлежащего хранения: «Комиссия с прискорбием должна была установить не только бессистемность, но в большинстве случаев крайнюю небрежность в хранении в соборах и музеях знамен… Большинство трофеев от копоти и пыли постепенно близятся к полному разрушению. А между тем сколько столкновения воли, крови, стремления к их обладанию, сколько подвигов видели эти знамена! Свои или чужие, им отдавали честь, в борьбе за них отдавали и жизнь, пред ними преклонялись, потому что они служат символом высокого идеала и выражения силы благородных стремлений, которые заставляют биться человеческие сердца…»{1}.

В отчете комиссии четко, по пунктам, обозначены все направления работы; первым пунктом определена задача по составлению описи знамен — старых русских и трофейных неприятельских, добытых в сражениях. Первым этапом этой работы стала фотофиксация — пересъемка знамен с негативов. Изначально фотографом Трофейной комиссии был сам П. И. Белавенец. В 1913 г. в Санкт-Петербурге им осуществлялась съемка знамен в соборах: Преображенском, Троицком, Казанском, Измайловском; в Суворовском музее, в музее Преображенского полка, а также пересъемка с негативов Оружейной палаты в Москве и Тифлисского военно-исторического музея «Храм славы». Эти работы зафиксированы в отчете фотографического отдела по дням, например: «20-го декабря 1913. Снято в Троицком соборе 4 знамени, проявлено, напечатано с мокрых негативов и передано художникам. Отпечатано 16 штук знамен Большого Альбома, находящегося в Интендантстве…»{2}. Количество негативов по описи, составленной Белавенцом в 1913 г., — 3732 штуки.

В комиссии был оборудован фотографический павильон со всеми принадлежностями и к нему приставлен постоянный фотограф, в обязанности которого входило не только фотографирование знамен, но и хранение негативов.

Фотографии были черно-белыми, и с них выполнялись зарисовки акварелью. «Пользуясь фотографическим снимком для контура и деталей, последний наносится на ватманскую бумагу; полученный таким образом рисунок раскрашивается акварелью с оригинала в соборе или музее вольнонаемными художниками, причем точность акварели удостоверяется после проверки подписью члена комиссии, Председателем, а в случае имеющихся на знамени арабских надписей, начертания таковых на рисунке рассматривает приглашенный комиссией специалист по восточным языкам»{3}. В финансовом отношении труд вольнонаемных художников оценивался не очень высоко, за акварельный рисунок знамени художник получал 2—4 рубля, иногда больше. С рисунка делали до пяти копий — «на случай пожара и прочих бедствий иметь их со временем в пяти хранилищах разных городов России».

Так, привлеченными художниками (по фотографиям) были зарисованы трофеи, хранящиеся в Санкт-Петербургском Троицком соборе, в Преображенском соборе, Суворовском музее; реликвии, представленные в Казанском соборе на выставке, посвященной Отечественной войне 1812 г., в музее л.-гв. Преображенского полка, в Тифлисском военно-историческом музее «Храм славы», в Эрмитаже, Московской Оружейной палате; занимались описанием трофеев и в Артиллерийском музее.

С целью систематизации и правильного описания предметов П. И. Белавенец разработал формуляры. Из отчета от 2 июня 1914 г.: «…необходимым справочным материалом для научных

[116]

исследований знамен служат краткие описания последних — формуляры, в которые заносятся данные: какому Государству они принадлежали, кем, когда и где взят данный трофей, а также цвет, материал и имеющиеся на нем надписи или ярлыки»{4}. Практика показала правильность такой методики. Из отчета: «Иногда встречаются, даже в хорошо оборудованных местохранилищах, музейные ярлыки к знаменам, составленные неправильно, доказательством чего служат ошибочно названные в Суворовском музее шведские знамена — польскими. Подобные нежелательные явления, само собой, устранятся, когда комиссия закончит свои исследования знамен и передаст составленные ею формуляры в соответствующие музеи».

Встала задача создания карточного архива комиссии. Из отчета: «Нужно было прежде всего выяснить, какие существуют в России местохранилища русской военной старины и что имеется в таковых. Поэтому комиссия разослала повсеместно должностным лицам и различным частным научным учреждениям и обществам печатное циркулярное обращение. Полученные на него ответы были занесены на карточки архива, составленного по выработанной системе»{5}.

Посетившие Трофейную комиссию члены Императорского исторического общества высоко оценили состояние архива и картотеки, организованной по системе капитана Белавенца: в карточки архива заносились выдержки из опубликованных изданий, выборки из военно-ученого архива Главного штаба, Московского отдела военно-ученого архива Главного штаба, архива Санкт-Петербургского Арсенала, Императорского Эрмитажа и рукописного отдела Академии наук.

В том же отчете отмечено: «Архив комиссии только тогда приобрел научное значение, когда все предыдущие данные на карточки могли быть подтверждены документально из официальных архивов. Копии с этих ценных документов дали возможность… точно установить, это например: турецкие знамена в Преображенском соборе безусловно взяты в войну 1828—1829 годов, а также когда и как они туда попали…».

Комиссией были собраны сведения из архивов о подвигах, совершенных русской армией во все войны. Обязательным направлением в работе комиссии был признан сбор сведений (в том числе и фотографий) о памятниках и могилах героев всех войн. Из отчета: «Оставив эти поучительные блестящие страницы прошлого под спудом пыли, не дать возможности ознакомиться с ними даже потомкам, а также семьям и детям павших в последнюю войну, комиссия считала бы величайшим актом неблагодарности к памяти героев <…> Их далекие по расстоянию могилы или памятники, воздвигнутые признательным отечеством, всегда должны быть близки сердцу русского воина, ибо уходя за пределы земного бытия, эти часто забытые потомством герои ничего не взяли с собой от нас; напротив, они оставили нам в наследие величие, мощь и славу Отечества…»{6}.

«Кроме научных исследований, на которые указывает само название комиссии, в ее деятельность входила широкая, серьезная задача, сперва собрать, а затем передать в доступной для широких масс литературной форме исторически обоснованные данные, могущие укрепить в народе дух героизма…»{7}.

Значительное место в работе комиссии отводилось популяризации батальных картин, литографий, репродукций с целью «запечатления их в памяти потомков». Из отчета 1914 г.: «Напомнить юношеству о подвигах предков, знакомить его со светлыми эпохами народной истории, сдружить любовь к Отечеству с первыми впечатлениями памяти — вот верный способ — как справедливо отметил Рылеев — для привития народу сильной привязанности к Родине».

В отчете перечислены печатные труды комиссии за три года работы:
1) «Краткие записки о старых русских знаменах»;
2) «Бои под Красном»;
3) «Взятие Вереи»;
4) «300-летний подвиг служения России Государей Дома Романовых»;
5) «Подвиги лиц Государевой свиты в войну 1877—1878 годов».

[117]

Выставка «Война и наши трофеи»: зал, посвященный русской армии. Фотография 1915 г.

К моменту составления отчета готовились к печати рукописи: исследование и описание боевых трофеев Тифлисского военно-исторического музея «Храм Славы»; описание венгерских знамен; исследование о знаменах Музея л.-гв. Преображенского полка; исследование о шведских знаменах, взятых русскими войсками.

Капитаном С. А. Толузаковым была подготовлена к печати рукопись на 200 страницах о военных действиях русской армии и флота при взятии турецкой крепости Анапы — для выпуска отдельным изданием книги, предназначавшейся для широкого круга читателей.

Важной частью работы комиссии являлось экспонирование материалов на выставках. На юбилейной выставке «Русская Ривьера» в Москве, в память войны 1812 г., Трофейная комиссия знакомила посетителей с материалами, относящимися к боевому прошлому Кавказского побережья Черного моря. Военно-исторический отдел выставки посещали по утрам учащиеся; экскурсию проводил член комиссии. Как отмечается в отчете, выставку посетили 100 тыс. человек, в том числе члены Императорского военно-исторического общества. За экспонирование своих трудов на выставке «Русская Ривьера» комиссия получила золотую медаль от научной экспертной комиссии под председательством профессора А. И. Воейкова.
Обратившийся в комиссию за архивными сведениями профессор Санкт-Петербургского университета Н. И. Веселовский «был поражен кипучей деятельности ее членов и образцовым порядком, в каком находится собранный материал»{8}.

С началом Первой мировой войны Трофейная комиссия расширила свою деятельность и значительно увеличила штат, в частности, на 1916 г.

[118]

Выставка «Война и наши трофеи»: стенд с трофеями, доставленными Николаю II из действующей армии (немецкая мина и барельефы с портретами германских генералов). Фотография 1915 г.

в комиссии числились 6 художников, окончивших Академию художеств. Ей было поручено заниматься сбором материалов по начавшейся войне. Несколько изменились и акценты в работе. Разработанная «Типовая программа» из четырех пунктов предполагала сбор сведений о трофеях, боевых подвигах, героях, а также памятниках на братских и отдельных могилах. Специалисты комиссии сосредоточились на трех направлениях работы — литературном, художественном и фотографическом. Для освещения героических событий требовалось личное присутствие на фронте. Направленные в части запросы вызвали ответное стремление фронтовиков в боевой обстановке собирать трофеи и документы противника.

Император Николай II одобрил и утвердил 30 апреля 1916 г. подробную программу сбора трофеев войны, доложенную ему председателем Императорского русского военно-исторического общества генералом от кавалерии Дмитрием Антоновичем Скалоном{9}. В пояснительной записке к программе он писал: «Воспитание народа в патриотизме и мужестве зиждется на внедрении в душе подрастающих поколений любви к Родине… Внедрение это достигается школьным словом, показом… Учить показом призваны музеи, особенно исторические, национальные и военные. Последние являются не только воспитателями новых поколений, но и предметом справедливой гордости всего народа. Чтобы правильно служить этой

[119]

Выставка «Война и наши трофеи»: отдел Морского музея. На стенде — картина «Взрыв крейсера «Магдебург»» и две мины. Фотография 1915 г.

цели, военный музей должен быть доступен и полон, иными словами, памятники его должны давать ответы на все запросы пережитой военной грозы и поражать своим обилием. К сожалению, у нас военного музея, в таком виде, как в лучших образцах, как он представлен на западе, — не существует… Предметы неприятельского обмундирования, снаряжения, а в большей части и вооружения во время прежних войн почти не собирались. Настоящая великая мировая война требует и достойна увековечивания. Вот почему следует с возможной полнотой собрать все то, что в будущем достать будет невозможно, но что позволит грядущим поколениям видеть воочию былых врагов и трофеи, добытые от них. Рассчитывать на то, что все эти вещи можно будет собрать после войны, — нельзя: сбор трофеев в начале войны не существовал и организуется только почти через два года с ея начала. Организация планомерного сбора, не случайными людьми, а специалистами дает возможность разыскать и спасти от уничтожения все или почти все, что в будущем с исторической точки зрения и оценить нельзя, и что для этой войны даст возможность создать памятник, ея достойный»{10}.

Непосредственным результатом деятельности Трофейной комиссии стали организованные ею во время войны выставки. В 1915 г. с 24 июня по 8 сентября в главном манеже Адмиралтейства в Санкт-Петербурге экспонировалась выставка «Война и наши трофеи». В обстановке военного времени она, по воспоминаниям современников, вызвала благожелательный интерес общества,

[120]

Выставка «Война и наши трофеи»: фрагмент экспозиции с японскими лубками. Фотография 1915 г.

[121]

Выставка «Война и наши трофеи»: стенд, посвященный участию Сербии, Черногории и Франции в войне с Турцией, Германией и Австрией. Фотография 1915 г.

а посещение сделалось паломничеством к ее героям. За время работы выставку посетили 500 тыс. человек, добровольных «кружечных» пожертвований собрано свыше 23 500 рублей.

Каталог выставки «Война и наши трофеи» представлял собой альбом с прекрасно выполненными иллюстрациями. В редакционную комиссию как авторы текстов входили П. И. Белавенец и М. К. Соколовский, художники — академики М. В. Рундальцев и А. Е. Дмитриев-Кавказский. В качестве иллюстраций использованы работы художников Е. Е. Лансере, И. А. Владимирова, С. Масловского и других. Текстовая часть альбома состояла из следующих разделов: трофейный, который значился как «Собрание Собственных его Императорского Величества предметов и отдел трофеев»; раздел обмундирования, снаряжения и вооружения; раздел документов, печати, лубков и фото, художественный; раздел путей сообщения; санитарный; отдел, собранный Е. А. Третьяковой для Царскосельского музея; раздел морского музея имени императора Петра I; раздел почтово-телеграфный и городских попечительств Петрограда.

Отдел трофеев, в котором только германского оружия было представлено более полусотни единиц, по оценке устроителей, не был представлен в полной мере, что объяснялось дальностью расстояний и спешностью устройства выставки. Кроме того, не привезли знамена из Киева и Других городов. Вот так описывается в каталоге часть

[122]

Выставка «Война и наши трофеи»: экспозиционный комплекс, посвященный деятельности Министерства путей сообщения (пограничный столб, флаги, снятые со здания станции близ Гольдапа). Фотография 1915 г.

[123]

демонстрационного пространства, где были представлены «Собственные Его Императорского Величества предметы»: «…на обитой желтой материей нише, к которой ведут малиновые ступени, изящно расположены разнообразные предметы. Тут и германские каски, и ружья разных систем, и палаши. Внизу расположены германские тростниковые корзины для подноса артиллерийских патронов. Тут же и сувениры: головная часть и два осколка разорвавшегося артиллерийского снаряда из-под Осовца, прославившегося в нынешнюю войну своею стойкою и продолжительною обороною; знаменное навершие от знамени 34-го фузилерного Померанского полка (знамя висит отдельно над витриной); знак отличия, носимый знаменщиком того же полка; германская стрела, спускаемая с аэропланов; обрезок колючей проволоки, по которому можно составить понятие о заграждениях, устраиваемых врагами. На… возвышении два новейших изобретения — фугас, имеющий вид небольшого металлического цилиндра, и сухопутная германская мина, выбрасываемая особым станком… На большое размышление наводят бронзовые барельефы, которыми предполагали украсить австрийцы памятник гарнизону, оборонявшему Перемышль. С немецкою предусмотрительностью был выработан проект памятника; не забыты были, конечно, главнейшие чины гарнизона, и их лица были увековечены на упомянутых барельефах. Да не пришлось ставить только этот памятник: все предусмотрели немцы, кроме возможности падения Перемышля и того, что эти таблетки попадут в русские руки, как укор немцам за их чрезмерную самонадеянность, не всегда оправдывавшуюся действительностью»{11}.

В художественном отделе были представлены около 30 работ с батальными сценами. Среди авторов — В. В. Мазуровский и Н. С. Самокиш, академик, профессор батального класса Императорской Академии Художеств, который вместе со своими учениками выезжал, как тогда говорили, «на театр военных действий».

В отделе Морского музея в качестве экспонатов были выставлены кормовой флаг и вымпел потопленного турецкого крейсера «Меджидие», а также часть мины, извлеченной из кормовой пробоины инженером-механиком старшим лейтенантом Никольским на глубине 36 футов (около 11 м).

Демонстрировалась фотография крейсера «Магдебург», подбитого русскими крейсерами, а также обмундирование германских офицеров.

В разделе документов, печати, лубков и фотографий можно было увидеть чрезвычайно интересные фотокопии документов — например, воззвание турецкого правительства к российским мусульманам с призывом присоединиться к войскам Австрии и Германии в борьбе против русских или письмо XVIII в., — единственное уцелевшее из всего погибшего архива князей Любомирских в Разводове — с такими строками: «Гибнут архивы, гибнут библиотеки…». Лубки в разделе представлены не только русские, но и французские, голландские, даже японские.

В отделе Министерства путей сообщения экспонировался герб с австрийского пограничного столба, часть пограничного знака с российско-германской границы.

Все манекены на выставке были представлены Интендантским музеем (официальное название Магазин образцов технического комитета Главного интендантского управления).

На страницах альбома-каталога выставки авторы выражают уверенность: «Вся выставка — зачаток будущего музея Великой войны. Когда утихнут раскаты боевой грозы и успокоятся разъяренные волны борьбы, народ, переживший ужасы войны и вынесший ее тяготы, обратится к мирному труду и пожелает увековечить пережитую годину большим музеем. Тогда-то обнаружится значение выставки войны, устроенной во время войны…»{12}.

Эта выставка Трофейной комиссии не была единственной. 3 июля 1916 г. по инициативе Георгиевского комитета Трофейная комиссия под председательством генерал-майора С.И. Петина организовала работу «передвижной плавучей выставки

[124]

Выставка «Война и наши трофеи»: манекены в форме солдат итальянской армии. Фотография 1915 г.

[125]

Выставка «Война и наши трофеи»: манекены в форме солдат русской армии, представленные Интендантским музеем. Фотография 1915 г.

настоящей войны для демонстрации в городах и наиболее крупных селениях бассейна реки Волги от Петрограда до Астрахани»{13}. Подготовкой материалов для нее занимался штабс-капитан М. В. Колобов. При его деятельном участии 11 июля 1916 г. состоялась еще одна выставка — трудов комиссии при Военно-походной канцелярии по описанию боевых трофеев Кавказского фронта. На этой выставке были представлены 400 фотографий и около 130 акварелей, рисунков и этюдов. Там же выставлялись батальные сюжеты, выполненные акварелью, георгиевские памятки и два выпуска брошюр «Герои и трофеи великой народной войны»{14}.

Революционные события 1917 г. внесли свои коррективы: приказом Реввоенсовета от 24 декабря 1918 г. была назначена реорганизация Трофейной комиссии, а 30 мая 1919 г. комиссия была упразднена, но остались для последующих поколений собранные ее сотрудниками материалы, сохранившиеся в нескольких музейных собраниях России. Сотни рисунков из собрания комиссии влились в фонды Артиллерийского музея{15}. Имущество комиссии частично перевезли в Москву, в Государственный исторический музей. Ныне здесь хранятся портреты георгиевских кавалеров и фронтовые рисунки, выполненные художниками

[126]

Трофейной комиссии, фотографии из архива комиссии, поступившие в конце 1940-х гг. из Артиллерийского исторического музея, — в частности, фотографии с видами выставки «Война и наши трофеи». Эти материалы позволяют отчасти представить масштабы и объем работы по организации выставки.

Примечания:

{1} РГВИА. Ф. 16180. Оп. 1. Д. 48. Л. 75.

{2} Там же. Д. 41. Л. 14.

{3} Там же. Д. 48. Л. 75.

{4} Там же. Л. 76.

{5} Там же. Л. 76 об.

{6} Там же. Л. 77.

{7} Там же. Л. 75.

{8} Там же. Л. 79.

{9} Дмитрий Антонович Скалон (1840—1919), генерал от кавалерии (1907), генерал-адъютант (1914), военный историк. Участник русско-турецкой войны (1877—1878). Главный редактор издания «Столетие Военного министерства. 1802—1902 гг.» (Т. 1—13). С 1907 г. — председатель Императорского русского военно-исторического общества. Автор мемуаров «Мои воспоминания. 1877—1878» (Т. 1—2. СПб., 1913 г.)

{10} РГВИА. Ф. 16180. Оп.1. Д. 115. Л. 1—2.

{11} Война и наши Трофеи. Пг., 1915. С. 10.

{12} Там же. С. 6.

{13} РГВИА. Ф. 16180. Оп. 1. Д. 70. Л. 25.

{14} Там же. Л. 38.

{15} Васильев А. А. Деятельность русских трофейных комиссий в период Первой мировой войны 1914—1918 годов (По материалам Российского государственного военно-исторического архива) // Первая мировая война: Пролог XX века. М., 1998. С. 665.

[127]