Skip to main content

Васильев А. А. Деятельность русских трофейных комиссий в период Первой мировой войны 1914-1918 годов (По материалам Российского государственного военно-исторического архива)

Первая мировая война. Пролог ХХ века / Отв. ред. В. Л. Мальков. — М.: «Наука», 1998. С. 657-665.

Россия в отличие от других стран-участниц Первой мировой войны до сих пор не имеет сколько-нибудь достойного (в мраморе и граните) памятника, посвященного грандиозным по масштабу и трагическим последствиям событиям 1914-1918 гг., нет также и фундаментальных исторических работ, подробно повествующих о действиях российских вооруженных сил в этом глобальном конфликте. Между тем источниковая база для написания «официальной» истории участия России в Великой войне и создания соответствующих музеев и мемориалов существует (мы имеем в виду материалы, сохранившиеся в различных архивах и музейных запасниках).

Основной массив документальных источников о войне 1914-1918 гг. — о победах и поражениях русской армии, ее организации и составе, трофеях, потерях и т. п. — находится в фондах Российского

[657]

государственного военно-исторического архива (РГВИА). В числе прочих здесь хранятся материалы комиссий, занимавшихся в годы войны систематизацией и описанием трофеев русской армии, а также сбором сведений о военнослужащих, отмеченных за свои боевые подвиги в 1914-1917 гг. георгиевскими наградами. Эти документы, переданные в архив из его бывшего Ленинградского филиала, составляют фонд № 16180 («Комиссия по организации народного военно-исторического музея войны 1914-1918 гг.»), включающий в себя 622 дела (ед. хр.). Большая часть дел (521) относится к «Комиссии по описанию боевых трофеев Русского воинства и старых знамен», учрежденной в 1911 г. при Военно-походной канцелярии Его Императорского Величества, к «Комиссии для сбора, переписи и хранения трофеев настоящей войны и увековечения ее в памяти потомства», созданной в июне 1916 г., и к трофейной комиссии, которая в июне 1917 г. объединила к себе обе предыдущие, приняв при этом почти без изменения название второй из них (только последнее слово «потомство» было заменено на «народ»). Прочие документы фонда (101 дело), составляющие его 2-ю опись, касаются непосредственно «Комиссии по организации Народного военно-исторического музея войны 1914-1918 гг.», учрежденной приказом Реввоенсовета от 24 декабря 1918 г. (путем преобразования ранее существовавшей трофейной комиссии) и упраздненной постановлением Малого Совнаркома от 30 мая 1919 г.

История создания и деятельности комиссий, ставших фондообра-зователями вышеупомянутого фонда РГВИА, весьма примечательна. В начале 1911 г. капитан-лейтенант 1-го Балтийского флотского экипажа П. И. Белавенец (большой знаток геральдики, с 1902 г. занимавшийся по поручению Николая II историческим исследованием «о государственном царском и императорском штандарте-флаге»), находясь в командировке в Стокгольме, осмотрел имевшуюся там коллекцию трофейных русских знамен и обнаружил, что некоторые из них почти утратили свой первоначальный рисунок, были и такие, которые окончательно разрушились от времени и небрежного хранения. Однако изображения этих знамен и других боевых трофеев Швеции сохранились на рисунках, выполненных в начале XVIII в. шведом О. Гофманом. Белавенец счел такой пример важным для России и по возвращении на родину обратился с предложением о составлении полного описания всех трофеев русского оружия (с рисунками) к военному министру В. А. Сухомлинову, одобрившему его. 28 февраля 1911 г. временно исполнявший обязанности командующего императорской Главной квартирой генерал-адъютант, генерал от кавалерии А. П. Струков в докладе Николаю II предлагал учредить при Военно-походной канцелярии Е.И.В. специальную «Комиссию по описанию боевых трофеев Русского воинства и старых знамен»{1}. Высочайшее утверждение этой комиссии последовало 5 марта 1911 г., и вскоре она уже приступила к работе. Председателем ее стал делопроизводитель Военно-походной канцелярии гвардии полковник В. К. Шенк, а двумя членами — капитан-лейтенант (с 6 декабря 1911 г. — капитан 2-го ранга) П. И. Белавенец и штабс-капитан (с 16 февраля 1912 г. — капитан) 1-й

[658]

конно-артиллерийской батареи С. А. Толузаков. Кроме них комиссия могла иметь в своем составе прикомандированных сотрудников (делопроизводителя, художников, писарей, фотографов и др.), при этом полный штат комиссии не был установлен, и впоследствии его утверждение постоянно откладывалось. Комиссия разместилась в Санкт-Петербурге, в доме № 17 по улице Захарьевской. В декабре 1912 г. В. К. Шенка на должности ее председателя сменил полковник С. И. Петин, а в следующем году к комиссии был прикомандирован капитан лейб-гвардии саперного батальона Г. С. Габаев, получивший к тому времени известность как специалист по истории русской армии и, в частности, ее обмундирования и знамен.

В ходе длившейся несколько лет сложной и кропотливой работы по выявлению неприятельских знамен и других трофеев, захваченных русскими войсками в прошлых войнах (начиная с XIV в.), трофейная комиссия сумела отыскать и описать многие из них, прежде всего те, которые находились в различных церквах и музеях во всех концах Российской империи. Так все эти знамена, бунчуки, пушки и т. п. были спасены от уничтожения и сохранены для потомков. Кроме того, в результате архивных исследований удалось установить названия войсковых частей и имена героев, благодаря беззаветному мужеству которых России достались столь многочисленные трофеи. Всего комиссией Шенка (затем Петина) было зарисовано свыше 2 тыс. знамен (а с деталями — 12 тыс. акварелей) и составлено 59 тыс. карточек архива{2}.

Начавшаяся летом 1914 г. мировая война заставила «Комиссию по описанию боевых трофеев Русского воинства и старых знамен» расширить свои функции. Сорганизовавшись в три специальных отдела — литературный, художественный и фотографический, она занялась описанием, срисовыванием и фотографированием выдающихся эпизодов боевого и военно-бытового характера. Первоначально вся работа комиссии осуществлялась в Петрограде, где происходило описание трофейных германских, австро-венгерских и турецких знамен и значков, захваченных русскими войсками в 1914 и 1915 гг. Эти и другие трофеи доставлялись в комиссию с фронта, а обстоятельства их захвата приходилось выяснять путем переписки или опроса тех участников событий, которых удавалось вызвать в столицу. Кроме взятых трофеев комиссию интересовала также судьба российских знамен, как бывших вместе со своими частями на фронте, так и оставленных в тылу или переданных второочередным полкам. Чтобы упорядочить сбор подобной информации, председатель комиссии генерал-майор (с 2 сентября 1915 г.) С. И. Петин 9, 12 и 15 декабря 1915 г. направил командирам всех полков и отдельных батальонов российской армии типовые письма-запросы, в которых, в частности, просил сообщать в комиссию, были ли взяты частью какие-либо неприятельские трофеи (знамена, орудия, пулеметы, минометы, летательные аппараты и т. д.), какие именно, сколько, когда, кем и при каких обстоятельствах; какие особо выдающиеся подвиги, заслуживающие быть отмеченными в истории современной войны, совершены частью (вкратце — когда, кем и что именно), а также кто из «нижних чинов» части (звание, имя и

[659]

фамилия) награжден тремя и четырьмя георгиевскими крестами. При этом С. И. Петин извещал командиров частей, что все присланные ими сведения «по рассмотрении в комиссии будут собраны и выпущены по окончании войны в печать»{3}. Уже в 1916 г. трофейная комиссия начала получать от войсковых частей ответы на эти вопросы, включавшие описания боев и отдельных подвигов, списки георгиевских кавалеров, ведомости захваченных трофеев и т. п.

В июле 1915 г. новым членом трофейной комиссии (вместо С. А. Толузакова, переведенного еще в августе 1914 г. в распоряжение командующего войсками Виленского военного округа) был назначен штабс-капитан лейб-гвардии 3-го стрелкового Его Величества полка М. В. Колобов, признанный после полученного им на фронте ранения негодным к строевой службе. Желая улучшить работу комиссии, этот офицер 11 декабря 1915 г. в письме к генерал-майору Петину предложил направить часть сотрудников из Петрограда в Ставку верховного главнокомандующего, располагавшую самыми точными данными о всех взятых русскими войсками трофеях. Он резонно отмечал, что из Ставки гораздо удобнее выезжать на фронт, чтобы описывать трофеи и узнавать подробности об их захвате прямо на месте, от самих участников или очевидцев событий{4}. Встретив со стороны председателя комиссии полное понимание, штабс-капитан Колобов был командирован в Ставку, где находился с 31 декабря 1915 г. по 10 января 1916 г. Представленная им записка о задачах «Комиссии по описанию боевых трофеев Русского воинства» получила положительную оценку, и 6 февраля 1916 г. Николаем II был одобрен доклад на эту тему, представленный командующим императорской Главной квартирой генерал-адъютантом, генералом от кавалерии графом В. Б. Фредериксом.

С февраля 1916 г. до лета 1917 г. трофейная комиссия четырежды направляла экспедиции в действующую армию. Многие из художников и литераторов, занимавшихся сбором материалов по описанию трофеев, подвигов частей и отдельных военнослужащих с художественным их изображением, за работу на передовых позициях под неприятельским обстрелом удостоились награждения георгиевскими медалями.

Создание еще одной трофейной комиссии, отчасти дублирующей работу комиссии С. И. Петина, состоялось уже в самый разгар войны. Еще в январе 1916 г. по указанию Николая II в Петрограде состоялось совещание для выработки соображений о сборе, регистрации и хранении трофеев текущей войны. Проходившее под руководством председателя императорского Военно-исторического общества генерал-адъютанта, генерала от кавалерии Д. А. Скалона (при участии герцога Г. Н. Лейхтенбергского и генерала от инфантерии В. Г. Глазова), это совещание предложило сосредоточить все дело переписи и сбора трофеев в руках одного ответственного лица или особого высочайше утвержденного комитета. Одновременно предполагалось командировать подходящих лиц из числа офицеров и членов Императорских обществ Военно-исторического и Ревнителей истории на склады, находившиеся во внутренних губерниях России и в районе театра войны, чтобы выявить хранящуюся там военную добычу, пригодную

[660]

для музея, и составить подробную опись этого трофейного имущества. Для последующего создания музея трофеев Великой войны планировалось немедленно перевезти все знамена, штандарты и особо ценные единичные предметы в Артиллерийский музей в Петрограде или в Оружейную палату в Москве. 14 марта 1916 г. предложения этого совещания, изложенные во всеподданнейшей записке военного министра А. А. Поливанова, были направлены императору{5}. Рассмотрев их, Николай II 22 марта повелел возложить дело по сбору, регистрации и хранению трофеев непосредственно на генерала Скалона, а все забранные у неприятеля знамена, штандарты и другие особо ценные трофеи передать на хранение в Государеву Ратную палату в г. Царское Село{6}.

С сентября 1916 г. по март 1917 г. комиссией были предприняты три поездки в действующую армию: первая — на Кавказский фронт и в Персию (по маршруту: Тифлис, Тебриз, Урмийский район, Батум, вновь занятое Черноморское побережье Турции до Трапезунда, и обратно); вторая — на Северный (с посещением мест последних боев в районе Риги) и третья — на Юго-Западный фронт. Кроме того, члены комиссии проинспектировали на предмет выявления военных трофеев тыловые склады Киева, Белой Церкви. Полтавы, Брянска, Смоленска, Умани и Москвы. Результатом деятельности этой комиссии было поступление в хранилище многих ценных трофеев, в том числе хороню сохранившихся образцов вооружения, обмундирования и снаряжения неприятельских армий.

После Февральской революции 1917 г. Комиссия для сбора, хранения и переписи трофеев была переименована в комитет, а в апреле Главное управление Генерального штаба приняло решение о слиянии этого комитета с трофейной комиссией при Военно-походной канцелярии. 17 апреля 1917 г. председатель Комитета для сбора, переписи и хранения трофеев генерал-майор В. И. Белолипский обратился к комиссару над бывшим Министерством двора и уделов Ф. А. Головину с памятной запиской, в которой просил передать в Комитет художественный материал и походное имущество, оставшиеся от Военнохудожественного отряда императорской Главной квартиры, работавшего на фронте в 1915-1916 гг., а 14 мая направил соответствующий рапорт военному министру, в котором, кроме того, просил о передаче комитету «всех общественных историко-трофейных предметов из бывшей Ратной палаты»{7}. Приказами по военному ведомству № 341 от 6 июня и № 362 от 19 июня 1917 г. комитет Белолипского и трофейная комиссия, состоящая при бывшей Военно-походной канцелярии (под председательством генерал-майора Петина) были соединены вместе и подчинены «временно исправляющему должность» начальника Кабинета военного министра полковнику С. Н. Самарину. 23 июня 1917 г. последний приказал «для упорядочения дела и организации его на новых началах» к 1 июля организовать единую «Комиссию для сбора, переписи и хранения трофеев настоящей войны и увековечения ее в памяти народа», руководствуясь штатами, установленными в приказе по военному ведомству № 329 от 22 июня 1916 г. «Временно исправляющим должность» председателя Комиссии был назначен М. В. Ко-

[661]

лобов{1*}, тогда уже дослужившийся до звания гвардии полковника{2*}. Для усиления личного состава комиссий в прикомандировании к ней были оставлены сверх штата 40 солдат-специалистов (художников, литераторов, фотографов и техников). Объединенная комиссия заняла помещение в отведенной ей квартире в доме № 90 по улице Фонтанка, а все собранные материалы остались в ранее отведенных ей хранилищах (при этом наиболее ценные и негромоздкие из них было предписано хранить в архиве Кабинета военного министра в доме № 19 по улице Захарьевской). В составе Комиссии (согласно приказу по военному ведомству от 16 апреля 1917 г.) был образован комиссионный комитет (дань «революционной эпохе»){8}.

Комиссия гвардии полковника Колобова в июле и августе 1917 г. окончательно получила в свое распоряжение не только материалы, собранные двумя прежними трофейными комиссиями, и работы бывшего Военно-художественного отряда при Главной квартире, но и все трофеи, находившиеся в Ратной палате (в Царском Селе), а также те, которые в 1916 г. были предоставлены плавучей Георгиевской выставке. Основной задачей комиссии Колобов считал подготовку экспозиции будущего «Центрального государственного музея войны». Кроме того, продолжалась подготовка к изданию новых георгиевских грамот и печатной серии «Герои и трофеи Великой народной войны». Комиссия также планировала издать новую серию брошюр под названием «Полки и герои 18 июня»{3*} и таблицы-памятки по убитым героям (наподобие «патентов на смерть», тогда издаваемых во Франции). В связи с намеченным расширением деятельности вверенной ему комиссии М. В. Колобов дважды (18 июля и 22 сентября 1917 г.) обращался в вышестоящие военные инстанции с предложением утвердить новое положение и временный штат комиссии (в составе 9 отделов{4*} и 73 человек), однако так и не дождался этого утверждения.

После Октябрьском революции 1917 г. комиссия Колобова без всякого приказа или официального документа была фактически изъята из ведения военного ведомства, и Комиссариат народного просвещения в лице комиссара имущества Республики Киммель предложил комиссии ликвидироваться, подготовив все для сдачи к 1 июня 1918 г. В конце мая пришлось вывезти имущество комиссии из Ратной палаты в Петроград, но в это время председатель М. В. Колобов, спешно командированный в Москву, добился прикрепления комиссии вновь к военному ведомству{9}. 18 июня 1918 г. приказом Народного комиссариата по военным делам № 463 (за подписью Л. Д. Троцкого и

[662]

К. А. Мехоношина) Комиссия для сбора, переписи и хранения трофеев последней войны была передана в ведение Всероссийского Главного штаба{10}. Первоначально она подчинялась оперативному управлению этого штаба, а затем военно-историческому отделу организационного управления. 15 октября коллегия служащих Комиссии исключила М. В. Колобова из ее состава, выбрав председателем Н. Н. Дерошефора{5*}. 24 декабря 1918 г. приказом Реввоенсовета № 443 на основе прежней трофейной комиссии была учреждена Комиссия по организации и устройству Народного военно-исторического музея войны 1914- 1918 гг. и утвержден ее штат. Организационно в комиссию входили четыре отдела: литературно-документальный{6*} (заведующий отделом, заведующий архивом и сборщик-историограф), художественно-фотографический (заведующий, художник и фотограф), артиллерийско-технический (заведующий, сборщик артиллерийского отделения, сборщик технического отделения) и интендантско-санитарный (заведующий, сборщик интендантского отделения и сборщик технического отделения). Кроме того, имелась мастерская в составе ее начальника, слесаря, столяра, портного и шорника (он же сапожник). Управление комиссии состояло из председателя, заведующего хранилищем (он же помощник и заместитель председателя), секретаря (он же казначей), переписчика, двух сторожей и рассыльного. Таким образом, всего в комиссии насчитывалось 24 человека{11}.

26 декабря 1918 г. служащие были допущены к исполнению своих должностей. Председателем комиссии при этом стал Н. Н. Дерошефор, заведующим хранилищем — Г. С. Оганов, секретарем — Г. И. Московский, начальником матерской К. Н. Дерошефор (брат председателя), а заведующими отделами — М. И. Андреев (литературно-документальный), М. Н. Панин (художественно-фотографический) и И. И. Имшенецкий (интендантско-санитарный). Позже в состав комиссии вошел знаменный отдел, положение и штат которого (7 человек) были утверждены отдельно приказами Реввоенсовета от 8 марта и 1 апреля 1919 г. (этим отделом заведовал П. И. Белавенец, который еще в июне 1917 г. за злоупотребления по службе был отстранен от должности члена трофейной комиссии при Военно-походной канцелярии). Главной целью комиссии являлась организация грандиозного Народного военноисторического музея войны 1914-1918 гг., однако долго поработать ей не пришлось. 30 мая 1919 г. Малый Совнарком постановил упразднить комиссию в полном составе (вместе со знаменным отделом) и все без

[663]

исключения материалы и отделения ее передать в Народный комиссариат просвещения{7*}{12}. Надеясь еще спасти комиссию, коллегия ее сотрудников направила во Всероссийский Главный штаб (председателю военно-исторического отдела С. Н. Каменскому) докладную записку и проект нового положения о комиссии с тем, чтобы затем внести их на рассмотрение Большого Совнаркома. Однако эта попытка не увенчалась успехом, и 20 июня 1919 г. последовал приказ Всероссийского Главного штаба № 199, объявлявший об упразднении комиссии{13}. В августе 1919 г. состоялась сдача всех имевшихся в распоряжении комиссии материалов и средств в Наркомпрос{8*}. В числе прочего имущества, переданного из литературно-документального отдела Комиссии, находились работы, выполненные сотрудниками (главным образом, оставшиеся от прежней комиссии Петина). Это были: 1) жизнеописания и описания боевых действий участников войны (георгиевских кавалеров), в том числе 1561 обработанных, подготовленных к печати (10 т.) и около 500 необработанных (1 т.); 2) иллюстрации боевых эпизодов, в том числе 993 законченных (3 т.), и 373 эскиза (2 т.); 3) рисунки-портреты (40 шт.) участников войны (1 т.); 4) около 400 фотографий участников войны (2 т.); 5) листки-памятки с фотографиями и жизнеописаниями участников войны, в том числе 40 напечатанных, 82 подготовленных к печати и одна папка отпечатанных, но не прошедших корректуру; 6) описания боевых действий отдельных войсковых частей (две папки); 7) оттиски разных рисунков и фотографий (одна папка) и 8) составленные в 1916 г. трофейной комиссией брошюры из серии «Герои и трофеи Великой народной войны» (4 вып. в количестве около 5000 экз.). Имущество художественно-фотографического отдела комиссии состояло из картин (масло), рисунков, эскизов, портретов, набросков в карандаше и угле, пастелей и гравюр, а также этюдов с натуры, сделанных художниками на позициях (всего 830 шт., из которых 130 было выполнено на Северо-Западном фронте, 290 — на Западном и Юго-Западном фронтах и 220 — на Кавказском фронте), а остальные представляли собой портреты участников войны 1914-1918 гг., зарисованные на местах солдатами-художниками, прикомандированными к комиссии (190 шт.). Кроме того, в этом отделе хранились произведения живописи, находившиеся в Ратной палате (4 картины маслом, 2 этюда и 151 портрет георгиевских кавалеров), около 30 гипсовых масок, снятых с участников войны скульптором С. Р. На-

[664]

дольским, и около 100 клише с рисунков и портретов, служащих иллюстрациями к георгиевским листкам-памяткам (их оригиналы находились в литературно-документальном отделе). В фотографическом отделении того же отдела имелось около 3 тыс. негативов, снятых на позициях (из которых до 400 было проверено по фронтам) и около 3 тыс. отпечатков с них{14}.

Вместе с предметами вооружения, снаряжения и обмундирования, а также вещами и рисунками, хранящимися в знаменном отделе комиссии, все эти материалы вполне могли составить фонды Народного Военно-исторического музея войны 1914-1918 гг. (к сожалению, так и не созданного). Имущество комиссии позже частично перевезли в Москву (в Государственный Исторический музей), что-то оказалось в ведении так называемого Военно-историко-бытового музея, просуществовавшего с 1927 по 1937 г., после чего его экспонаты (в том числе сотни рисунков из собрания трофейной комиссии) влились в фонды Артиллерийского музея{9*}.

Документальные материалы, в том числе переписка за 1914-1917 гг. трофейных комиссий Петина, Скалона и Колобова с командирами войсковых частей, списки георгиевских кавалеров и описания трофеев и подвигов, большей частью отложились в Ленинградском филиале Центрального государственного военноисторического архива СССР, переведенном в Москву в 1955-1958 гг., и составляют в настоящее время фонд № 16180 РГВИА. В этом фонде содержится также служебная переписка трофейных комиссий периода 1911-1919 гг., материалы по личному составу последних, а также документы с перечислением и описанием русских трофеев и героев более ранних войн.

Примечания:

{1} РГВИА. Ф 16180. Оп. 1. Д. 2. Л. 1-2.

{2} Там же. Д. 242. Л. 4.

{3} Там же. Д. 62. Л. 86-89.

{4} Там же. Л. 91-92.

{5} Там же. Д. 104. Л. 3-4 об.

{6} Там же. Л. 1.

{7} Там же. Д. 216. Л. 8, 9.

{8} Там же. Л. 13 и об.

{9} Там же. Д. 242. Л. 5-12; Д. 243. Л. 10-11, 12, 13, 15-9 об.

{10} Там же. Д. 242. Л. 22.

{11} Там же. Оп. 2. Д. 4. Л. 19-23.

{12} Там же. Д. 80. Л. 2.

{13} Там же. Л. 1 об.

{14} Там же. Д. 100. Л. 1, 2.

[665]

{1*} Генерал-майор Петин ввиду расстройства здоровья и тяжелого положения в семье еще 30 мая 1917 г. подал прошение об увольнении от службы. 5 июля он сдал дела гвардии полковнику Колобову.

{2*} М. В. Колобов был произведен в капитаны 28 января 1917 г., а весной того же года, 19 апреля, получил звание полковника.

{3*} Имеется в виду наступление русских войск, начатое 18 июня 1917 г.

{4*} Военно-художественного, литературно-документального, военно-фотографического, артиллерийского, интендантского, военно-технического, военно-санитарного, кине-
матографического и хранилища.

{5*} Прапорщик граф Н. Н. Дерошефор, служивший до 1915 г минским тюремным инспектором с февраля 1916 г. состоял в трофейной комиссии при Военно-походной канцелярии прикомандированным членом и с 10 июня 1917 г. исполнял обязанности начальника литературно-документального отдела (18 августа 1917 г. он был утвержден в этой должности, но уже в составе Комиссии Колобова). М. В. Колобов был исключен из Комиссии как не возвратившийся из отпуска (он еще в сентябре 1918 г. уехал к своей жене и двум малолетним детям, проживавшим на Дону, в станице Усть-Медведицкой).

{6*} В тексте приказа, по орфографии того времени, этот отдел назывался литературно-документным.

{7*} По-видимому, на это решение повлияла статья некоего А. Буцевича, напечатанная в »Известиях Наркомвоен» и содержавшая несправедливую оценку характера и деятельности комиссии. В этой статье, опубликованной 9 мая 1919 г., автор обрушился с критикой на саму идею увековечения подвигов русской армии в войне 1914-1918 гг. «Авантюра с «героями» и «всероссийским воинством» должна быть скорее ликвидирована, — писал он. — Подобным явлениям не должно быть места в советской России» (РГВИА. Ф. 16180. Оп. 2. Д. 51. Л. 13).

{8*} Имущество и почти все сотрудники комиссии перешли в ведение Военной секции
Музейного отдела по делам музеев и охране памятников искусства и старины.
Фактически комиссия продолжала существовать до ноября 1919 г.

{9*} Эти рисунки и портреты, выполненные в 1915-1917 гг. художниками Военно-художественного отряда при императорской Главной квартире и сотрудниками трофейной комиссии Петина, перечислены в «Каталоге рисунков Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи», изданном в Ленинграде в 1972г.