Skip to main content

Баталин В. Н. Документы Российского государственного архива кинофотодокументов о событиях Первой мировой войны

Последняя война Российской империи: Россия, мир накануне, в ходе и после Первой мировой войны по документам российских и зарубежных архивов. Материалы Международной научной конференции. Москва, 7-8 сентября 2004 года / [отв. ред. В. П. Козлов]. — М.: Наука, 2006. С. 153-158.

Российский государственный архив кинофотодокументов обладает уникальной коллекцией фото- и кинодокументов периода Первой мировой войны.

В общей сложности в архиве хранится более 100 альбомов и 15 тыс. фотонегативов и отдельных позитивных снимков. Большая их часть поступила в архив после его образования в 1926 г. из архива Октябрьской революции. Впоследствии альбомы поступали также из Военно-исторического архива, приобретались снимки и альбомы у частных лиц.

Фотолетопись Первой мировой войны создавалась военными фотографами, среди которых были штабс-капитаны Новиков и Мирошников, поручики Добрынин, Алексеев, Борман и др. Это они с тяжелыми фотокамерами следовали за войсками, стараясь запечатлеть важнейшие события, участников боев, раненых, командиров и т. п. Благодаря их подвижническим стараниям сегодня мы можем больше узнать об этой войне, увидеть лица солдат, их жизнь, лишения, лучше представить себе этот период отечественной истории.

В фотодокументах архива нашли отражение действия российских войск на Северо-Западном, Юго-Западном, Западном, Северном, Кавказском, Румынском фронтах; отражены такие крупнейшие сражения войны, как Восточно-Прусская операция, Галицийская битва (1914), взятие Перемышля, Карпатская операция (1915), Двинские бои, Брусиловский прорыв, Ковельское сражение (1916). На фотоснимках отражены рытье окопов, землянок, подвоз и доставка вооружения и боеприпасов на позиции, строительство и ремонт мостов, оказание помощи раненым на поле боя и в госпиталях, похороны убитых, быт солдат и офицеров на фронте, конвоирование пленных немецких, австрийских солдат и офицеров, виды разрушенных в результате военных действий селений и городов; отдельные и групповые портреты членов императорской фамилии, командующих фронтами и армиями, офицеров и нижних чинов, георгиевских кавалеров, среди которых можно назвать такие имена, как М. В. Алексеев, А. А. Брусилов, Я. Г. Жилинский, А. М. Каледин, Л. Г. Корнилов,

[153]

К. Г. Маннергейм, П. А. Плеве, П. К. Ренненкампф, Н. В. Рузский, А. В. Самсонов, В. А. Сухомлинов, Д. Г. Щербачев, А. Е. Эверт, Н. Н. Юденич, Н.Н. Янушкевич и многих других.

В двух альбомах, хранящихся в архиве, рассказывается о корпусе русских войск, отправленном по союзническому договору во Францию. В альбомах, изданных Э. Шульцем «Через моря и океаны во Францию», «Жизнь русских войск во Франции на фронте и в тылу 1916-1918 гг.», прослеживаются этапы передвижения русской бригады генерала Н. А. Лохвицкого от Москвы до Марселя, жизнь русских солдат во Франции: смотры и маневры в присутствии генералов В.В. Марушевского, Я. Г. Жилинского, президента Франции Р. Пуанкаре, маршала Франции Жоффра; посещение русских войск товарищем Председателя Государственной думы А. Д. Протопоповым и членом Государственной думы А. И. Шингаревым и, конечно, участие русских войск в боевых действиях.

В одном из альбомов представлены портреты глав государств и представителей командования — России, Франции, Великобритании, Черногории, Японии, Бельгии, Румынии, а также противоборствующих государств — Германии, Австро-Венгрии, Турции.

В документах также отражены события, происходившие в армии после Февральской революции 1917 г. Это присяга войск Временному правительству, собрания, митинги, избрание командиров и т. д. Очень любопытны фотографии пропагандистских плакатов (русских и английских) и карикатур. Есть несколько фотографий о братаниях солдат на германском и австро-венгерском фронтах.

Работники архива бережно хранят эти документы, многие альбомы отреставрированы, изготовлены дубль-альбомы с фотографиями на современной фотобумаге и дубль-негативы на фотопленке. В связи с подготовкой путеводителя по документам архива проведена работа по изучению и расшифровке альбомного фонда, содержащего фотографии военно-походной жизни частей 1-й, 3-й, 4-й, 5-й, 7-й, 8-й, 9-й, 11-й армий.

Помимо фотодокументов, архив располагает обширной коллекцией кинодокументов по истории войны, насчитывающей более 500 единиц учета. Этот ценнейший и интереснейший комплекс сложился из документов, сохранившихся в ходе национализации материалов киноархива царской семьи (со съемками Ягельского), фирм и кинофабрик — Скобелевского комитета, Ханжонкова, Ермольева, Талдыкина, Пате, Гомон, «Русь», «Экран» и др. Эти материалы практически 10 лет, вплоть до открытия в 1928 г. государственного кинохранилища, «кочевали» со склада на склад образуемых и ликвидируемых советских киноор-

[154]

ганизаций. Многие дореволюционные кинофильмы и журналы в те годы погибли, были разворованы или проданы для хозяйственных нужд. Часть съемок увезли с собой в эмиграцию их авторы и владельцы. Принимая сохранившиеся материалы на хранение в Государственный архив кинофотодокументов, архивисты, не имея времени для их тщательного анализа, для элементарного учета, зачастую «вслепую» объединяли чужеродные фрагменты в коробки, рассчитывая в будущем сделать описи и воссоединить разрозненные фрагменты. Но осуществить это представилось возможным лишь в начале 1970-х годов. К настоящему времени удалось восстановить первоначальный монтаж фильмов и журналов, расшифровать и описать съемки более 2/з коллекции периода войны, т.е. 325 фильмов, журналов и отдельных съемок.

Следует отметить, что по идеологическим причинам такие кинодокументы длительное время не считались ценными, а основное внимание уделялось съемкам советского периода. Это не давало возможности полноценно использовать эти материалы, так как даты съемок отсутствовали и поэтому не было известно, какие события и какие личности изображены на пленке. Кроме того, по распоряжению Главлита эпизоды, в которых были сняты Николай II, члены его семьи и царские генералы, не рекомендовалось включать в документальные фильмы.

С самого начала войны право киносъемок на фронтах Штаб Верховного главнокомандующего предоставил лишь Скобелевскому просветительному комитету, для которого киносъемки осуществляли Новицкий, Топорков, Ягельский и операторы — представители зарубежных кинофирм — Зебель, Эрколь, Доред.

С началом войны Скобелевский комитет начал выпускать на экраны страны серийный киножурнал «Русская военная хроника» (съемки для которого комитет и другие фирмы в последующем нередко использовали при монтаже других фильмов военной тематики). На российские экраны были выпущены такие, например, документальные фильмы, как «Великая война народов», «Проволочные заграждения у Саракамыша», «Русский фронт», «На полях сражений», «Беженцы», «Военная хроника Юго- Западного фронта» и многие другие. Всего с первых месяцев войны по 1917 г. Скобелевским комитетом на экраны России было выпущено не менее 70 документальных фильмов.

Только начиная с 1915 г. на фронт стали допускать операторов других фирм, которые до этого были вынуждены производить съемки в тылу или выпускать на экран хронику с европейского и других фронтов. Так, в журналах Пате появились первые документальные сюжеты, посвященные патриотическим манифестациям в Москве, Петербурге, Екатеринодаре, Екатеринбур-

[155]

ге и других городах. Фирма Ханжонкова выпустила на экран фильмы «Мобилизация лошадей в Москве» и «Молебствие на Красной площади по случаю дарования новой победы». В начале войны из-за нехватки военных сюжетов получила распространение фальсификация событий путем монтажа выпусков кинохроники с использованием старых довоенных киносъемок.

Во время войны кроме Скобелевского комитета производством и выпуском русской военной хроники занимались российские кинофирмы и прокатные конторы, а также отделения зарубежных фирм, давно работавшие в стране: акционерные общества «Биохром», А. Ханжонкова (осуществляло производство и прокат своих серийных киножурналов «Журнал-Пегас» и фильмов), Дранкова, торговые дома Козловского и Юрьева, Лысогорской, Либкена, Пате, Гомон и др.

Хронологические рамки военных киносъемок, хранящихся в настоящее время в архиве, охватывают 1914-1917 гг. Из-за их многочисленности и разнообразия сюжетов сделать их полный обзор чрезвычайно затруднительно, поэтому остановимся лишь на некоторых из них.

Среди съемок, связанных с конкретными боевыми операциями, наиболее полно представлены съемки с русско-турецкого и австрийского фронтов. Съемки на германском фронте представлены, в основном, бытовыми сюжетами и в целом не дают представления о характере боевых действий. Из съемок на австрийском фронте можно отметить сюжеты, посвященные взятию Перемышля русскими войсками, наступление русских войск через населенные пункты Галиции, съемки гор. Львова после взятия его русскими войсками, бои под Барановичами и др. Из съемок на турецком фронте должны быть отмечены такие, как бомбардировка Турецкого побережья русским флотом, взятие Эрзерума и Трапезунда, сюжеты киножурналов «На Кавказском фронте» и др. К бытовой части съемок можно отнести эпизоды, отображающие быт разных родов войск на фронте — артиллерии, пехоты, военной авиации и воздухоплавания, санитарной службы, а также награждения, парады, смотры, похороны погибших, сюжеты о военнопленных и др. Довольно подробно представлена официальная военная хроника с участием вел. кн. Николая Николаевича, императора Николая II и генералитета в Ставке и на фронте.

На российском кинорынке периода войны демонстрировалось большое количество фирменных киножурналов, отражающих мировые события в 1914-1917 гг. Их монтаж и прокат осуществляли отделения фирм, работающие в Москве и Петрограде. Это серийные «Хроника Гомон», «Пате-журнал», «Хроника Паризиана», «Эклер-журнал», «Хроника Альянс» и др.

[156]

Фирма Пате на основе военных сюжетов, полученных из других стран, осуществляла монтаж и прокат своих военных киножурналов «Летопись войны» и «Военное обозрение», а также ряда выпусков хроники самостоятельного значения.

Кроме киножурналов в российских кинотеатрах демонстрировались русские варианты фильмов итальянской фирмы «Амброзио», датской «Нордиск», французских Гомон и Пате, кинематографического отдела французской армии, кинематографического отдела Главного штаба Британского военного министерства, Сербии-фильма и др. Прокат такой хроники осуществляли российские кинофирмы и отделения иностранных кинофирм. В архиве сохранилась и зарубежная военная хроника с иностранными титрами, которую не успели выпустить на экран в русском варианте.

В заключение хочется отметить, что в последние годы в общественном сознании наметился рост интереса к истории Первой мировой войны. В различных газетах и журналах были опубликованы материалы по истории войны, в том числе и из нашего архива, и, судя по откликам читателей, это было для них открытием. Прискорбно, но в своей массе население знает очень мало о той войне, в свое время названной в Российской империи 2-й Отечественной. Несколько исторических дат, скупые данные о ходе боевых действий, и все это лишь как предпосылка к созданию революционной ситуации в 1917 г. Можно говорить и о том, что формирование у населения исторических знаний или стереотипов (одно другого, к сожалению, не исключает) во многом осуществляется кинематографом (в настоящее время также телевидением и видеопродукцией). Инсценировки с вольной трактовкой событий и даже фальсификации появились на экранах фактически с первых лет существования кинематографа, и фильмы о Первой мировой войне не являются исключением. Например, фильм фирмы А. Хохловкина «Бой в Рижском заливе», вышедший на экран в 1915 г., был скомпонован из фрагментов довоенных русских и зарубежных (в том числе игровых) съемок, а падение сбитого самолета имитируется на пленке красной краской. В настоящее время широко применяется такой кинематографический прием, как иллюстрация какого-либо исторического события или рассказ о каком-либо лице кадрами, ничего общего не имеющими с реальностью. (Например, не так давно по телевидению можно было видеть сюжет о генерале Брусилове, который был проиллюстрирован хроникой с изображением генерала Рузского.) За хронику боевых действий часто выдаются кадры из игровых фильмов. И уж совсем грустно становится, когда видишь фильмы, подобные показанному в июле 2004 г. по каналу «Куль-

[157]

тура» английскому фильму о Первой мировой войне, где участие России в войне лишь невнятно упоминалось в одной из серий применительно к боевым действиям в 1914 г.

Конечно, кинематографический образ порой весьма далек от реального, но тем не менее это лучше, чем забвение. Первая мировая война у нас фактически забыта. За все время существования советского, а потом и российского кинематографа создано всего лишь несколько документальных кинопроизведений, в центре которых было это эпохальное событие: это фильмы «Мировая война» (1929 г., режиссеры Е. Якушкин и Э. Медведева); «Первая мировая война» (1976 г., режиссер И. Посельский); «Гибель империи» — фильмы 1 и 2 (1998 г., режиссер И. Войтенко); «Забытая война» (2002 г., режиссер Б.Г. Криницын); «Погибли за Францию» (2004 г., режиссер С. Зайцев). Наш архив также попытался внести свой вклад в память об этих трагических страницах русской истории. В 1991 г. совместно с Международным центром неигрового кино «Кентавр» и ЛСДФ был создан фильм — архивная публикация «Дом Романовых» (режиссеры В. Ф. Семенюк и В. К. Беляков), а в 1995 г. вышел 2-й выпуск архивных материалов — фильм «Русский фронт» (режиссер В. К. Беляков). Оба этих фильма были неоднократно показаны по телевидению.

Конечно, это всего лишь «капля в море», но Российский кинофотоархив будет стараться и впредь по мере сил способствовать освещению этого одного из значительных событий истории нашей страны.

[158]