Skip to main content

Котков В. М. Участие судового духовенства Черноморского флота в Первой мировой войне 1914-1918 гг. По документам Российского государственного исторического архива (РГИА)

Первая мировая: Неоконченная война: Материалы международной научной конференции, посвященной 100-летию начала Первой мировой войны 1914—1918 гг. «Проблемы поиска и публикации российских и зарубежных источников о Первой мировой войне 1914—1918 гг. на современном этапе развития исторической науки». Москва, 18 июня 2014 г. / Отв. ред. Е. И. Пивовар; сост. И. А. Анфертьев. — М.: РГГУ, 2015. С. 473-483.

Kotkov V. M. (Saint Petersburg, Russian Federation) Participation of naval clergy of the Black Sea Fleet in World War I. According to documents of RGIA

Аннотация:
В статье представлены документы РГИА, относящиеся к деятельности военно-морского духовенства Черноморского флота в начале Первой мировой войны. Дана объективная характеристика судовому духовенству, их профессиональным качествам; описаны судовые церкви, их обеспеченность утварью, облачениями и богослужебными книгами; паства; формы и методы деятельности флотского духовенства, а также взаимоотношения с офицерами и нижними чинами. Благочинный священник о. А. Малиновский дает характеристику всем остальным судовым священникам. Судовое духовенство в своей работе очень усердно. В документе представлен список церковных служб на кораблях ЧФ за 1914 г. Благодаря ведению статистики литургий и обедниц на судах флота, констатировалось заметное за май, июнь, июль 1914 г. уменьшение числа церковных служб, особенно литургий, что предполагалось исправить в приказе командующего флотом, чтобы богослужение совершалось неопустительно и литургии без особоуважительных причин на кораблях не отменялись. Такой приказ, конечно, имел должное воздействие. Значимость деятельности флотского духовенства в начальный период Первой мировой войны в формировании духовно-нравственных качеств своей паствы была высокой. Она основывалась на богатейших традициях Русской православной церкви и Русского Военно-Морского флота. И русские моряки, как всегда, демонстрировали мужество и готовность погибнуть, не пасуя перед превосходящими силами противника.

Annotation:
The article presents the Russian State Historical Archive (RGIA) documents relating to the activities of naval clergy of the Black Sea Fleet at the beginning of World War I. The characteristic of the naval clergy, the ship’s

[473]

churches, congregation, clergy naval activities, relationships with officers and lower ranks. Priest A. Malinovsky gives description for others naval priests. He says that naval clergy is very heartily in it’s work. In the document is listed church services in 1914. In 2014 the number of church services considerably decreased. The naval clergy had strong impact on formation of moral qualities of congregation. The naval clergy is based on traditions of Russian Orthodox Church of the Russian navy. The Russian sailors showed courage and readiness for death. They weren’t afraid of superior forces of the opponents.

Ключевые слова:
Источники, судовой священник, богослужение, внебогослужебные беседы, Евангелие, исповедь, литургия, паства, пастырское делание, проповедь, священные сосуды, судовая церковь.

Keywords:
Sources, naval priest, act of worship, liturgy, confession, non act of worship conversation, pastoral doing, congregation, sermon, holy vessels, naval chiurch.

K 100-летию начала Первой мировой войны будет опубликовано много статей, книг. Мы же хотим представить читателю лишь некоторые документы РГИА, относящиеся к деятельности военно-морского духовенства в этой войне. Да и то только одной его части — Черноморского флотского духовенства. Численность всего духовенства, несшего свою службу на кораблях и в частях военно-морского флота, небольшая. Следует заметить, что к началу войны Россия ни завоевательных, ни оперативных и стратегических планов в Черном море не имела. Утверждения же о том, что Россия ввязалась в Первую мировую войну ради захвата черноморских проливов, несостоятельны. Силы Черноморского флота были слишком слабы. Об этом свидетельствуют материалы архивов РФ, исследования военных историков{1}.

В этой связи наибольший интерес представляет рапорт благочинного судовых церквей Черноморского флота священника Александра Малиновского от 6 марта 1915 г., в котором дана профессиональная характеристика личного состава, судового духовенства ЧФ, их деятельности, состояния судовых церквей, отношений с офицерами и нижними чинами и др. Интересная резолюция на этом рапорте: «10 марта 1915 г. Интересный и обстоятельный рапорт. Радуюсь, что деятельность Черноморского духовенства крепнет и плоды ее зреют. За отчет благодарю благочинного о. А. Малиновского. 16.III. 1915. Г. Шавельский».

[474]

В рапорте благочинный судовых церквей Черноморского флота о. А. Малиновский пишет: «Считаю своим долгом донести Вашему Высокопреподобию о состоянии подведомственных Вам церквей, духовенства и паствы в Черноморском флоте за 1914 год». Давая характеристику церквам кораблей, имевших постоянных священников{2}, он отмечает: «На линейном корабле “Ростислав” церковь во имя св. благоверного великого князя Киевского Ростислава. Алтарь разборный, но разбирается и переносится, кроме времени стрельбы, только летом на часы Богослужения на открытой палубе в корме корабля, постоянно же не только во время плавания, но и в вооруженном резерве и даже во время пребывания корабля на паровом отоплении стоит в собранном виде. После Богослужения церковь завешивается полотняным чехлом. По удобствам помещения церковь на “Ростиславе” одна из лучших церквей в Черноморском флоте, что объясняется старой, 1896 г., постройкой корабля. В церковной палубе свободно помещается вся команда судна. Алтарь занимает центральное и вполне приличное место на корабле. Главное же достоинство церкви “Ростислава” то, что алтарь ее не разбирается, а потому священное место не обращается в жилое помещение матросов с пошлостью и грязью их повседневной жизни. В течение года иконостас несколько раз был поновлен. В небогослужебное время св. Дары, евангелие, крест и священные сосуды вместе с облачениями хранятся в особой церковной каюте».

Автор дает характеристику церквам также на минных кораблях «Евстафий», «Пантелеймон», на линейных кораблях «И. Златоуст», «Три Святителя», «Синоп», на крейсерах «Память Меркурия», «Кагул», на транспортах «Кронштадт», «Березань», церкви при артиллерийской школе на Блокшиве № 7 и др.

«Ктитора судовых церквей назначаются приказом по кораблю из офицеров, более свободных от служебных занятий. Было бы весьма желательно, чтобы командиры кораблей назначали ктиторов по рекомендации священника, который хорошо знает всех своих офицеров и, конечно, укажет на эту должность человека, любящего храм Божий и могущего принести большую пользу для него. Об этом я писал и в отчете за 1913 г.»{3}.

Далее о. Александр продолжает: «16-го октября прекратила свое существование судовая церковь на транспорте “Прут”. В этот день безоружный “Прут” при встрече в Черном море вблизи Херсонесского маяка с несравненно более сильным вражеским крейсером-дредноутом “Гебеном”{4} с миноносцами был герой-

[475]

ски потоплен своим собственным экипажем из опасения, чтобы корабль под Андреевским флагом не попал в руки неприятеля. Вместе с судном спустилась на дно моря и церковь его, посвященная в честь Казанской иконы Божией Матери, построенная в 1901 году, с св. антиминсом, освященным 27 мая 1901 г. епископом Таврическим Николаем, и со всем, без исключения, церковным имуществом. О гибели в море св. Антиминса мною сообщено преосвященному Димитрию, Епископу Таврическому и Симферопольскому рапортом от 18 ноября за № 208{5}.

В церковных библиотеках имеются только необходимые богослужебные книги. Книг для чтения не имеется, так как на каждом корабле существуют библиотеки: офицерская и командная, а на “Ростиславе” и кондукторская. Последняя основана в 1913 году.

Хор певчих имеется на каждом корабле. Регентами состоят нижние чины. Регент и певчие — любители, жалованья не получают. Общая мера вознаграждения и поощрения певчих — это спуск на берег вне очереди. Общее пение поддерживается на всех кораблях. Кроме ежедневных утренних и вечерних молитв по традиции всеми присутствующими пелись за литургией Символ веры и молитва Господня, а за всенощной — “Воскресение Христово видевше”… После получения указа Духовного Правления от 18 марта 1914 г. за № 4494 вводится пение всеми молящимися “Благочестивейшего”, “Богородице Дево радуйся” и “Взбранной Воеводе”».

В рапорте дается характеристика судовому духовенству. Автор отмечает, что на Черноморском флоте к концу 1914 г. было один-надцать штатных судовых священников и три нештатных иеромонаха. «На линейном корабле “Евстафий” священник “Павел Воронов, 52 лет, кончивший курс Духовной Семинарии по 1 разряду и обучался в Духовной Академии, но не кончил курса ее. На службе во флоте с октября месяца 1914 г. Почтительною внешностью внушает к себе доверие и уважение. В отношении к Богослужению и назиданию паствы исправен”{6}. На линейном корабле “Три Святителя” “священник Петр Гиацинтов, 41 года, кончивший курс Духовной Семинарии по 1 разряду. Как человек твердых убеждений, набожный, неумеющий кривить душою, при сильном голосе и внешней солидности, говорит внушительно и тем, при безупречной жизни, производит сильное впечатление на паству”.

На линейном корабле “Синоп” священник Александр Грабилин, 42 лет, кончивший курс Духовной Семинарии по 1 разряду. Был 4 года вольнослушателем Московского университета. Разви-

476

тее своих сослуживцев. В отношении к Богослужению и назиданию паствы весьма исправен.

На транспорте “Березань” священник Николай Димитриевский, 44 лет, кончивший курс Духовной Семинарии по 1 разряду. Среди судовых священников выдается по своему уму. Работоспособен и трудолюбив. В отношении к Богослужению и проповеди исправен».

Благочинный священник о. А. Малиновский дает характеристику и всем остальным судовым священникам: «Судовое духовенство в своей работе очень усердно».

В документе представлен список церковных служб на кораблях ЧФ за 1914 г. «Благодаря ведению мною статистики литургий и обедниц на судах флота, я мог своевременно констатировать заметное за месяцы май, июнь, июль уменьшение числа церковных служб, особенно литургий. О чем мною сделан был 26 августа доклад Командующему флотом. Последствием моего доклада был приказ Командующего флотом, чтобы Богослужение совершалось неопустительно и литургии без особоуважительных причин на кораблях не отменялись. Такой приказ, конечно, имел должное воздействие. Но вообще в ЧФ за последнее время с каждым годом постановка дела Богослужения значительно улучшается, а на линейном корабле “Три Святителя” отправление Богослужения в отчетном году было поставлено идеально, благодаря, главным образом командиру его, капитану 1-го ранга Вениамину Константиновичу Лукину. Он своим отношением к Богослужению доказал, что церковная служба, даже литургия может быть совершаема на корабле недопустительно во все{7} воскресные и праздничные дни. Если нельзя служить всенощной на корабле с 5 часов, то, г. Лукин доказал, можно с 3 или с 8 часов вечера; если нельзя совершать литургии с 9 или с 10 часов, то, г. Лукин доказал, можно с 6 или 7 часов утра. Было бы желание молиться Богу, а время всегда найдется. На линейном корабле “Три Святителя” при капитане 1-го ранга Лукине Богослужение не совершалось только тогда, когда не было физической возможности совершать его. За весь 1914 г. на линейном корабле “Три Святителя” было мало литургий в мае месяце, но это объясняется отлучкой в отпуск командира Лукина.

До начала войны мерами пастырского воздействия и научения в 1914 г. служили те же, что и в 1913 году. Таковыми были, кроме Богослужения и исповеди, проповедь, духовные беседы и чтения, частное собеседование, доброе печатное слово, заведывание судовой библиотекой и паломничество.

477

Новой мерой христианского просвещения в отчетном году явилось распространение священником линейного корабля “Три Святителя о. Петром Гиацинтовым, посредством продажи, книг Св. Писания и молитвенников. Он между прочим, по просьбам матросов, кондукторов и одного офицера, выписал для своего корабля более 20 экземпляров полной иллюстрированной Библии, издания Е. П. Масленникова (Невский пр., 153). Выписал несколько толковых библий и евангелий. Больше же, конечно, спрос был на маленькие книжки евангелия и псалтыри в русском переводе.

Кроме того, одним священником в случаях непочтительного отношения к святыни, имевших место иногда на корабле, виновные из матросов подвергались наказанию в 10-20 и 50 земных поклонов пред судовым образом. Узнав об этой крайней мере пастырского воздействия, я рекомендовал прибегать к ней только в исключительных случаях, не более одного раза в год.

С открытием военных действий в России паломничество прекратилось, а на боевых судах почти совсем прекратились и общие духовные беседы и чтения. За то взамен этих жизнь подсказала новые средства для подъема религиозного чувства и водительства к добру и правде{8}.

Более сильное из них — общая исповедь. К ней первым прибег я 16 октября, в день дерзкого нападения немецко-турецких судов на Севастополь и другие наши города. После наступившего утреннего рассвета в этот день сильный неприятельский крейсер “Гебен” нахально обстрелял наш флот, стоявший на Севастопольском рейде. Боясь быть обстрелянной во время прохода минной зоны, наша эскадра простояла весь этот памятный для нас день в Севастополе. Только перед самым закатом солнца мы пошли в море разыскивать своего коварного врага. Душевное состояние у всех было подавленное и тревожное. Тяжело было от сознания, что один, хотя и сильный, неприятельский корабль обстрелял целый наш флот и крепость и потопил транспорт “Прут”. Другие неприятельские суда в тот же день обстреляли Одессу, Новороссийск и Феодосию, потопив канонерскую лодку “Донец” и нанеся вред другой лодке “Кубанец”. И все это совершенно безнаказанно. Черноморскому флоту, поставленному на страже южных границ своей Родины, тяжело было в этот день от сознания, что он, всегда бывший в готовности отразить врага, допустил его нанести вред родной земле и посмеяться над собою. Как было не желать наказать дерзкого врага! И Черноморцы действительно все готовы были грудью двинуться на него, хотя и сознавали, что враг сильнее нас. Желание постоять

478

за честь своей родины и боязнь за личную судьбу и благополучие близких лиц боролись тогда в душах Черноморцев. Наступившая ночная темнота усиливала чувство жуткости. У меня, болевшего больше за вечную участь своей паствы, явилась мысль устроить общую исповедь. Немедленно я обратился с просьбой к судовому начальству дать мне возможность организовать на корабле общую исповедь. Желание мое было удовлетворено. И вот мы под покровом ночи, тщательно закрывши все выходы и щели, чтобы свет не проникал на море, собрались в церковной палубе пред престолом Вседержителя и Мироправителя. Первым делом молящиеся группами потянулись к продавцу свеч и принесли к св. иконам столько жертв, что подсвечники{9} не вмещали всех свечей. Когда ряды молящихся успокоились, я вышел из алтаря и обратился с призывом к покаянию ввиду возможности внезапной смерти во время войны на море. Подготовивши своим словом паству к принесению раскаяния за раз всеми присутствующими, я прочитал молитвы пред исповедью и спросил: “Каждый ли из вас сознает себя грешным перед Богом?”.

Несмотря на мой наказ отвечать на мои вопросы молча, про себя, все-таки некоторые не могли удержаться, чтобы открыто, во всеуслышание не заявить про себя “Грешен”. Сделавши еще необходимые вопросы (“надеешься ли на милосердие Божие, что Бог простит грехи”; “обещаешься ли на будущее время бороться с грехом?”), я стал читать разрешительную молитву. Все, как один, встали на колени, смиренно прося у Бога прощения своих грехов. После совершения общей исповеди я чувствовал в себе удовлетворение, что исполнил на мне лежавший долг внести успокоение в совесть пасомых, трепещущую за свою вечную участь, и достигнутым Душевным спокойствием подкрепить нравственные силы борцов за родину.

На другой день, 17 октября, самостоятельно, по собственной инициативе, устроил общую исповедь на крейсере “Память Меркурия” и священник И. Федоров. Потом по нашему примеру почти все священники боевых судов совершили общую исповедь своих команд и офицеров, выбирая для нее подходящее время, именно моменты ожидания встречи с врагом. И все священники, совершившие общую исповедь, свидетельствуют, как это было благовременно, отвечая общему желанию и матросов и офицеров. Все говорят, не только священники, но и моряки, что момент общей воодушевленной молитвы и чувства раскаяния во время общей исповеди никогда в жизни не забудется. Замечательно, что

479

и внешняя обстановка не влияла на душевный мир кающихся. На одном корабле (Крейсер “Кагул”) общая исповедь совершена была на верхней палубе в теплый солнечный день под открытым небом. Однако религиозный подъем был такой же сильный, как и в глухую ночь в закупоренном помещении перед св. алтарем.

Общая исповедь, конечно, не послужила поводом для отмены{10} обычного говения в Рождественский пост. Таковое нынче состоялось с 17 по 21 декабря.

…В нравственном отношении все судовые священники безупречны. Проявления злой воли со стороны их в отчетном году не было.

Отношения священников к офицерству вполне удовлетворительны. Крайностей не замечалось. Как нет случаев большой отдаленности от офицерской среды, так нет и нежелательного сближения с офицерами, проявляющегося в таких случаях обычно в форме участия в веселых разговорах и разделение теплой застольной компании.

Отношения духовенства к нижним чинам еще более прекрасны, потому что священники сближение с ними как со своими пасомыми, считают одною из самых главных задач своей пастырской деятельности и стремятся{11} к нему, как к своей заветной мечте»{12}.

Священник А. Малиновский дает прямую, честную характеристику офицерскому составу, нижним чинам Черноморского фло-та, им указаны сильные и слабые его стороны. Показано отноше-ние офицеров и матросов к судовому священнику. Рассказывается о внебогослужебных беседах судовых священников, важнейшей составной части деятельности всего военного духовенства, в ходе которых налаживается личный контакт, диалог священника с паствой. И, что немаловажно, благочинный судовых церквей Черноморского флота священник Александр Малиновский понимает, в чем заключается успех деятельности всего Черноморского духо-венства в данный конкретный исторический период, он справедливо говорит об отцах командирах Командующем Черноморским флотом, командирах кораблей{13}.

«Большинство нижних чинов знают Символ веры, заповеди и историю христианских праздников, а незначительное меньшинство, неграмотное, знает только краткие и главные молитвы и чуть-чуть{14} сведуще в начальных истинах веры.

Офицеры в своих отношениях к священнику всегда вежливы. Но так как по воззрению большинства из них духовенство есть

480

низшее сословие, то по отношению к священнику они снисхо-дительно вежливы, а не почтительно вежливы, как должно бы быть и как они обыкновенно относятся к своим старшим и начальствующим лицам. Авторитет священника офицерством признается только в области его специальности: в христианском учении, истории, канонике и практике Церкви и в Богослужении. За советом же из области духовной жизни офицеры обращаются к священнику очень редко, потому что жизнью духа мало живут и интересуются. Чтобы поднять авторитет священника в среде морского офицерства, необходимо иметь священников наиболее образованных и наиболее воспитанных. Воспитанность существенно необходима для морского священника в целях усиления пастырского влияния на офицерство. Она не только дает ему право на свободный вход в офицерскую среду, но делает его и желательным и почетным членом его.

…Отношения матросов к священнику полны уважения и доверия. Близость и доверие нижних чинов к своему духовнику проявляется в обращении их к нему, кроме случаев сомнений и недоумений по вопросам религии и нравственности, за советами чисто житейского, служебного и правового характера.

…В заключение — считаю своим долгом просить Ваше Высокопреподобие ходатайствовать перед Св. Синодом о преподании благословения в той или другой форме Командующему ЧФ адмиралу Андрею Августовичу Эбергарду и командирам: линейного корабля “Три Святителя” капитану 1-го ранга Вениамину Константиновичу Лукину и транспорта “Кронштадт” капитану 1-го ранга Михаилу Семеновичу Подушкину. Адмирал Эбергард во все время командования ЧФ, с октября 1911 года, очень много проявил заботы о неопустительном на кораблях совершении Богослужения, о лучшей постановке дела религиозно-нравственного воспитания судовых команд и об улучшении внешних условий службы и жизни судового духовенства и его материального положения. Благодаря его частым словесным и письменным указаниям и приказам командирам кораблей, Богослужение{15} в судовых церквах в последние годы совершается несравненно чаще, чем было ранее; пастырской работе во флоте не чинится препятствий, как в былое время, и духовенство за улучшившиеся условия своего существования и служения благословляет адмирала Эбергарда, как главного виновника этого…»{16}.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что значимость деятельности флотского духовенства в начальный период Первой

481

мировой войны в формировании духовно-нравственных качеств своей паствы была высокой. Она основывалась на богатейших традициях Русской православной церкви и Русского Военно-Морского флота. И русские моряки, как всегда, демонстрировали мужество и готовность погибнуть, не пасуя перед превосходящими силами противника.

Примечания:

{1} Российский государственный исторический архив (РГИА) Ф. 806 Оп. 5. Д. 9865. Л. 1, 2; Д. 9904. Л. 54-66; Головин Н. Н. Военные усилия России в мировой войне. М., 2001; Козлов Д. Ю. «Странная война» в Черном море (август октябрь 1914 года). М.: Квадрига, 2009; Оськин М. В. История Первой мировой войны. М.: Вече, 2014; Уткин А. И. Первая мировая война. М., 2001; Флот в Первой мировой войне: В 2 т. Т. 1: Действия русского флота. М.: Воениздат, 1964; Russian State Historical Archive (RGIA). F. 806. L. 5. C. 9865. P. 1, 2. C. 9904. P. 54-66. Golovin N. N. Voennye usilija Rossii v mirovoj vojne [Russia military activity in World War I]. M. 2001; Kozlov D. Yu. «Strannaja vojna» v Chernom more (avgust-oktjabr’ 1914 goda) [«Phoney war» in the Black Sea (August-October, 1914)]. M.: Kvadriga, 2009; Oskin M. V. Istoriia Pervoj mirovoj vojny [History of World War I]. M.: «Veche» publishing house, 2014; Utkin A. I. Pervaja mirovoja vojna [World War I]. M., 2001; Flot v Pervoi mirovoj vojne: V 2 t. T. 1: Dejstvija russkogo flota [Navy in World War I. In 2 volumes Wol. 1. Activity of Russian navy], M.: Voenizdat, 1964.

{2} Таких кораблей на Черноморском флоте было всего 15. См.: РГИА. Ф. 806. Оп. 5. Д. 9904. Л. 54 [There is such 15 ships in the Black Sea Fleet]. RGIA. F. 806. L. 5. C. 9904. P. 54.

{3} РГИА. Ф. 806. Оп. 5. Д. 9904. Л. 54. RGIA. F. 806. L. 5. С. 9904. P. 54

{4} Там же. Л. 56. Ibid. Р. 56.

{5} Скорость «Гебена» вдвое превосходила скорость российских кораблей, а по мощи артиллерии он равнялся трем российским броненосцам. См.: Независимое военное обозрение. 2009. 24-30 июля. № 25. С. 11 [«Goeben’s» sppeed has twice preference of Russian ships. «Goeben’s» artillery power was equal of three Russian battleships]. Nezavisimoe voennoe obozrenie — Independent Military Review. 2009. № 25. P. 11.

{6} Военно-исторический православный календарь по этому поводу сообщает, что 16 (29) октября 1914 г. тяжелый немецкий крейсер «Гебен» напал на русские корабли в Севастополе. См.: Великая и забытая: Военно-исторический православный календарь. 2014. М.: Николин день, 2013. С. 21 [German heavy cruiser “Goien” attacked Russian ships in Sevastopol in October, 16 (29), 1914] Velikaja i zabytaja. Voenno-istoricheskij pravoslavnyj kalendar’ [Great and forgotten. Military and historical orthodox calendar]. M.: Nicolas day, 2013. P. 21.

{7} РГИА. Ф. 806. On. 5. Д. 9904. Л. 58. RGIA. F. 806. L. 5. C. 9904. P. 58

{8} Там же. Л. 59. Ibid. P. 59.

{9} Там же. Л. 59 об. Ibid. Р. 59.

{10} Там же. Л. 60. Ibid. Р. 60.

{11} Там же. Л. 60 об. Ibid. Р. 60.

{12} Там же. Л. 61. Ibid. Р. 61.

[482]

{13} Там же. Л. 61 об. Ibid. P. 61.

{14} Там же. Л. 62. Ibid. P. 62.

{15} Там же. Л. 63 об. Ibid. Р. 63.

{16} Там же. Л. 65. Ibid. Р. 65.

Список литературы

1. Головин Н. Н. Военные усилия России в мировой войне. М., 2001.

2. Козлов Д. Ю. «Странная война» в Черном море (август-октябрь 1914 года). М.: Квадрига, 2009. 223 с., ил.

3. Оськин М. В. История Первой мировой войны. М.: Вече, 2014. 496 с.

4. Уткин А. И. Первая мировая война. М., 2001.

5. Флот в Первой мировой войне: В 2 т. Т. 1: Действия русского флота. М.: Воениздат, 1964. 647 с.

References

1. Golovin N. N. Voennye usilija Rossii v mirovoj vojne [Russia military activity in World War I]. M., 2001.

2. Kozlov D. Yu. «Strannaja vojna» v Chernom more (avgust-oktjabr’ 1914 goda) [«Strange war» in the Black Sea (August-October, 1914)]. M.: Kvadriga, 2009. 223 pp.

3. Oskin M. V. Istorija Pervoj mirovoj vojny [History of World War I]. M.: «Veche» publishing house, 2014. 496 p.

4. Utkin A. I. Pervaja mirovoja vojna [World War I]. M., 2001.

5. Flot v Pervoj mirovoj vojne: V 2 t. T. 1. Dejstvija russkogo flota [Navy in World War I. In 2 volumes. Vol. 1. Activity of Russian navy]. M.: Voenizdat, 1964.

Сведения об авторах:
Котков Вячеслав Михайлович, доктор педагогических наук, профессор Военной академии связи, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация.

About author:
Kotkov Vyacheslav Mikhailovich, Doctor of pedagogical sciences, professor of Military Academy of communications, Saint Petersburg, Russian Federation.

[483]