Skip to main content

Земной рай

Словарь средневековой культуры / Под ред. А. Я. Гуревича. — М., 2003. С. 175—178.

1. Уже для античной культуры характерна идея существования на земле некоего обиталища, в котором люди испытывают райское блаженство — в ветхозаветной традиции это Эдем, где жили прародители; у древних греков это остров Блаженных, которым известно счастье, недоступное остальному миру. У Гомера обиталище блаженных — остров феаков; в арабской традиции это гора Кяф или остров Ваквак; античный Елисей (греч. Elysion, Елисейские поля) помещался на одном или нескольких островах. Христианская культура восприняла языческие представления об островах Блаженных и золотом веке. Средневековые люди верили в существование реального Земного Рая, где жили Адам и Ева. Помимо символической (аллегорической) концепции Рая, существовала и предметная, географическая. Под Земым Раем подразумевалось не только достижение внутренней святости (таковы смутные, расплывчатые новозаветные представления о Рае на земле: «Не видит око, не слышит ухо и не приходит на сердце человека, что приготовил Господь любящим его», — 1 Кор. 2, 9), но и конкретное место, описанное в Ветхом Завете, которое средневековье, в соответствии с традицией, локализовало на востоке (Быт. 2, 8: «И насадил Господь Бог рай в Эдеме на востоке…»). Считалось, что Земной Рай либо существует там до сих пор, либо исчез во времена великого потопа. В божественное намерение входило и то, чтобы после грехопадения людям невозможно было проникнуть в Земной Р. В Книге Бытия (2,10-15) дается конкретное описание Эдема — там много воды, и расположен первоисточник, из которого текут четыре реки, Геон, Фисон, Тигр и Евфрат, много драгоценных металлов и камней — золото, оникс и т. д. В Земом Раю находятся также два дерева -древо знания и древо жизни. После изгнания прародителей у сада Эдемского был поставлен херувим с огненным мечом, охранявший путь к древу жизни (3, 23-24). В Книге Иезекииля Рай расположен на вершине сверкающей горы — «…ты был на святой горе Божией…» (28,14); «ты согрешил; и Я низвергнул тебя, как нечистого, с горы Божией…» (Иез. 28,16); «Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями; рубин, топаз и алмаз, хризолит, оникс, яспис, сапфир, карбункул и изумруд и золото…» (Иез. 28,13), — картина Земного Рая, рисуемая в Книге Иезекииля, также связана с образами Книги Бытия — херувим, сад, драгоценные камни, мистическая гора. В этом Раю создан человек по образу и подобию Бога. В Новом Завете, Откровении Иоанна Богослова, где нарисована картина эсхатологического обновления мира, нового Иерусалима, Рая, вновь возникают ветхозаветные образы — «чистая река воды жизни», «древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды» и пр. (Отк. 22,1-2). Средневековые люди полагали, что Земной Рай существует, поскольку именно в нем обитали прародители, а также потому, что в нем живут праведники Енох и Илия. Считалось, что Енох, восхищенный Богом (Быт. 5,24), и Илия (4 Цар. 2, 11-12) будут находиться там вплоть до пришествия Антихриста, а затем, вернувшись на землю, они заплатят дань смерти. Они пребывают, видимо, в материальном месте, так как обладают смертной плотью. Ветхозаветная традиция — прочная основа для дальнейшей эволюции средневековых представлений о Земном Рае.

2. В первые века христианства образы Земного Рая и потустороннего мира не были разведены, под Раем же понимался прежде всего сад наслаждений. Однако уже представители патристики различали Земной Рай, где жили прародители, и небесный, предназначенный для праведных душ. Так, в греческой традиции (Климент Александрийский, Ориген) были распространены представления о «семи

[175]

небесах». Согласно этим представлениям, ангелы обитают на «первом небе», архангелы, — выше, на «втором небе»; в высших сферах — Силы, Власти, Господства; далее серафимы, херувимы; «третье небо» является местоположением Эдема. По доктрине отцов церкви, Эдем, откуда был изгнан первый человек, откроется лишь воскресшим во плоти избранным — стало быть, он должен существовать по крайней мере до Судного дня. В основном отцы церкви развивали ветхозаветную, материальную концепцию Земного Рая и разрабатывали систему ее топосов. Василий Великий в сочинении «О святом духе» помещал Земной Рай на востоке и говорил о том, что христиане даже молятся повернувшись лицом на восток, как бы ища утраченную родину. Чувственную детализацию образов Земного Рая можно видеть в произведениях Ефрема Сирина — он описывает райские деревья, пищу и растительный сок, источники живой воды. Наглядно материальная картина Земного Рая дана в сочинениях Григория Нисского. В его описании Земной Рай окружен огненной стеной, достигающей небес; там находится древо жизни, дающее бессмертие, и райский источник четырех величайших рек, снабжающий, таким образом, мир водой. Многие отцы церкви описывали Рай как место, отгороженное со всех сторон стеной из кристалла и жемчуга или пламени до небес (Лактанций, Тертуллиан, Иоанн Златоуст), и, следовательно, недоступное для человека вплоть до Страшного суда.

3. Раннесредневековая система образов и топосов Земного Рая продолжает существовать и в более поздней культурной традиции (Рабан Мавр, Гонорий Августодунский). Согласно ортодоксальной точке зрения этого времени, Земной Рай — помещающийся на востоке сад наслаждений, отделенный от обитаемой части мира океаном и горами; он находится так высоко, что достигает лунной сферы, и потому воды потопа не могли его затопить (Валафрид Страбон, Абеляр, Гервазий Тильберийский, Петр Ломбардский). Но эта монолитная концепция была поколеблена в XIII в. По вопросу о местонахождении Рая отныне не существовало общего мнения. Так, Фома Аквинский высказывался против принятой отцами церкви точки зрения, исходя при этом из следующих соображений: 1) Рай возвышается до лунной сферы, но никакое место на земле не может достигать такой высоты; 2) известно место, где Тигр и Евфрат берут истоки, и это не Рай; 3) земля тщательно обследована, и Рая до сих пор не нашли; следовательно, он там не находится. Если Земной Рай и существует, то он отделен от обитаемых земель горами, морями, дикими пустынями, которые мешают его достичь. Бонавентура сомневался в реальности Земного Рая на том основании, что он не нужен, так как нет ни одного человека, достойного там жить, и может существовать разве что в назидание христианам.

В эпоху крестовых походов Земной Рай искали на Ближнем Востоке. Хронист Первого крестового похода Фульхерий Шартрский описывает Эдем. В его рассказе присутствуют все те же мотивы — локализация Рая на земле и мысль о его недоступности для смертных. В «Иерусалимской истории» писатель XIII в. епископ Жак Витрийский описал райский источник, дающий начало четырем рекам. Он рассказал и о чудесных свойствах располагающихся поблизости от Рая других источников, чьи целебные воды лечат разные болезни, укрепляют память или вызывают забвение; об озерах, в которых трижды в день вода бывает горькой, и таких, в которых она трижды в день бывает сладкой; о водоемах, где все тонет, и других, в которых все вещи остаются на поверхности, и пр. Жак Витрийский описывает также чудесные растения и деревья, называемые райскими, а также располагающуюся вокруг Земного Рая лесистую местность, которая носит многие черты Рая. Райские реки на Ближнем Востоке описал и знаменитый Жуанвиль в «Истории Святого Людовика». Он, в частности, рассказывает о реке Нил, протекающей через Египет: «Рыбаки сарацинские этой страны вечером бросают сети, а утром, когда их вытаскивают, находят там различные пряности, которые они продают в другие страны, как то корица, имбирь, перец, ревень, алоэ… И мне говорили люди этой страны, что все эти вещи происходят из Земного Рая…». Как обычно, образ Земного Рая неразрывно связан с мотивом недоступности. По словам Жуанвиля, вавилонский султан посылал экспедицию с целью обнаружить истоки реки, но посланцы встретили на своем пути непреодолимые препятствия.

[176]

Средневековые миниатюры рисуют Рай в виде высокой горы, огороженной стенами или огнем.

4. Представление о Земом Рае получило распространение и в апокрифической литературе, и средневековых легендах. Их объединяют некоторые общие черты: представление о Рае как о недоступном для смертных после грехопадения вплоть до Судного дня месте; мифологическое восприятие пространства, которое часто лишено топографических признаков; специфическое переживание времени; описание чудес. Ранняя легенда, вошедшая затем в апокриф, Никодимово Евангелие, и переданная в различных версиях в средневековой литературе, повествует о сыне Адама Сете, который был послан умирающим отцом в Рай к херувиму, стоящему у древа жизни с пламенеющим мечом, за маслом милосердия. У входа в Рай архангел Михаил говорит Сету и Еве, что они его не получат, пока не пройдет несколько тысяч лет, Христос не возродит Адама и других умерших и не даст страждущим масло милосердия в день Страшного суда. Латинская версия этого сюжета XII в. рассказывает о видении Сета на пороге Земного Рая. Стоящий на страже врат Рая херувим объясняет смысл видения, предвещающего пришествие Спасителя, и дает Сету три зерна плода с древа познания. Их положили в рот умершему Адаму и похоронили его в долине Хеврона, а из трех семян проросли три побега, кедра, кипариса и сосны (те же деревья растут в Раю), — из них впоследствии был изготовлен крест, на котором был распят Христос. Возвращение человека в Рай возможно лишь после возрождения Адама во Христе и второго пришествия Спасителя.

Другая апокрифическая легенда повествует о путешествии к Земному Раю трех монахов. Они отправляются на поиски того места, где небо соприкасается с землей. По дороге они встречают киноцефалов и пигмеев, пересекают горный край, заселенный аспидами и драконами. (см. Чудовища). Монахи достигают Рая, который охраняется четырьмя старцами в золотых коронах, встречаются с живущим неподалеку в пещере святым анахоретом Макарием, который подтверждает, что сад наслаждений недоступен для смертных. В XIV в. возникает иная версия этой легенды, навеянная рыцарскими романами об Александре Македонском. Три монаха из монастыря, находившегося на берегу Геона, однажды увидели несомую потоком чудесную ветвь с золотыми листьями, вытащили ее из воды и, рассмотрев, загорелись желанием отправиться в зачарованную страну, откуда волнами была принесена эта драгоценность. Не сговариваясь, они отправились из монастыря вдоль берега райской реки и дошли до ворот, охраняемых херувимом с огненным мечом. Перейдя через порог, они оказались среди тени и блаженств бессмертного сада; поели сладчайших плодов, попили живой воды, дающей бессмертие, и поговорили со старцами Енохом и Илией о небесных предметах. Думая, что провели в благословенном месте три дня, на самом деле они оставались там три столетия. Время в Раю течет иначе.

Еще одна легенда о Земном Рае содержится в рассказе о плавании св. Брендана, ирландского монаха VI в., отправившегося с 17 спутниками на поиски Рая и по прошествии семи лет достигшего земли обетованной. Судя по описанию, данному в «Плавании св. Брендана», это была обширная страна, изобилующая деревьями с множеством плодов, диковинными растениями и животными. В течение 40 дней монахи исследовали эту землю и не видели ей конца и края. Встретившийся им путник сказал, что вход в Рай находится неподалеку и что далее они идти не могут. Р. рисуется во всех легендах как место, утраченное вследствие грехопадения, где жить — одно блаженство и где иначе переживаются категории времени и пространства.

5. Представления о Земном Рае нашли отражение и в географической традиции начиная с сочинений Исидора Севильского. В соответствии с ветхозаветной традицией, Исидор помещает Рай на Востоке. В картографии Рай изображался в Индии или за Индией, на восточной окраине земли, омываемой окружающим ее океаном, т. е. приблизительно там, где, согласно средневековым представлениям, находилось мифическое христианское царство пресвитера Иоанна. В VI в. другой средневековый географ Косьма Индикоплов представлял землю разделенной на две части, одна из которых является «внутренней» и окружена океаном, а другая, «внешняя», соприкасается с небом. Р., по его представле-

[177]

ниям, находится во «внешней» земле, к востоку, и там же оставались допотопные люди. На знаменитой ойкуменической Эрбсторфской карте (XI в.) земля изображена в виде тела Христова; голова Христа — на востоке, ноги — на западе, руки на севере и юге, в центре карты — Иерусалим. Рай изображен на востоке, около головы Христа, причем слегка сдвинут к северу. На не менее известной Герефордской карте (кон. XIII в.) мир представлен в виде диска, в центре которого — восседающий Судия, а на самой восточной окраине обитаемого мира изображен Рай — круглый остров с четырьмя реками и поедающими запретный плод Адамом и Евой. Карта мира Генриха Майнцского (нач. XII в.) обозначает Рай в виде острова в мировом океане. На карте Ламберта из Сент-Омера (1180 г.) Земной Рай также обозначен на востоке как остров; на западе, в противовес Раю, изображена страна антиподов. Надпись на карте гласит: paradisus terrestris («Земной Рай»), а в качестве жителей названы Енох и Илия. По-разному трактовала средневековая географическая традиция местоположение райских рек. Геон и Фисон отождествлялись с Амударьей и Сырдарьей. Реальное местоположение райских рек не представлялось затруднением, поскольку, в соответствии с античной теорией, многие реки имеют подземное течение и в определенном месте выходят наружу.

6. Новую страницу в историю представлений о 3емном Рае вписала эпоха Реформации и Великих географических открытий, поколебавшая картину мира средневекового человека. Протестантские и католические теологи XVI в. разработали иной взгляд на проблему существования Рая на земле и местонахождения человека до грехопадения. Теологи эпохи Реформации стремились прежде всего удалить легенды, покончить с аллегорическими интерпретациями отцов церкви. И Кальвин, и Лютер выступали в защиту буквального толкования Пятикнижия. Описания Рая в Ветхом Завете воспринимают отныне не аллегорически, а буквально (Беллармин, Суарес), основываясь на точных научных подсчетах расстояния между Землей и Луной, данных астрономии и пр. Согласно представлениям других теологов этой эпохи (Вадиан, Гропиус), вся земля была до божественного проклятия Раем, и после грехопадения изменилась она, а не местопребывание людей. Была также отвергнута концепция Косьмы Индикоплова, согласно которой Земной Рай отделен от ойкумены окружающим ее океаном. Эпоха Ренессанса следовала средневековой традиции, помещая Рай в глубинах Азии, но в XV-XVI вв. начинает преобладать точка зрения, согласно которой Земной Рай был поглощен водами великого потопа или же был разрушен Богом-Отцом после грехопадения, или исчез после смерти Адама.

Ауег de Vuippens I. Où place-t-on le paradis terrestre? Exposé historique d’une conception chrétienne des premiers siècles // Études franciscaines. 1924. Vol. 36. P. 117-140; 1925. Vol. 37. P. 113-145; Börner K. Auf der Suche des irdischen Paradieses. B., 1984; Danielоu J. Terre et paradis chez les pères de l’église // Eranos-Jahrbuch. Zürich, 1954. Bd. XXII. S. 433-472; Delitzsch F. Wo lag das Paradies? Leipzig, 1881; Delumeau J. La nouvelle érudition (XVIe-XVIIe siècles) et le paradis terrestre // Journal des savants. 1987. P. 289-300; Deluz C. Le paradis terrestre, image de l’Orient lointain dans quelques documents géographiques médiévaux // Images et signes de l’Orient dans l’Occident médiéval. Aix-en-Provence, 1982; Graf A. Miti, leggende e superstizioni del Medio Evo. Torino, 1982. T. 1: «Il Paradiso Terrestre».

C. И. Лучицкая.

[178]